Воспоминания Сергея Афанасьевича Стецкого

#Письмо в редакцию

СТРАЖ КУРГАНА

    Из своего досуга, свободного времени, я больше всего уделял внимания  художественной литературе. Очень много читал. Читал не для того, чтобы только прочитать, отдать дань моде, а прежде всего для того, чтобы пополнить свои знания, расширить свой кругозор, увеличить свой лексикон слов. Больше  всего любил читать исторические романы. Читая их, я обратил внимание на то, что многие авторы в своих романах упоминают загадочные курганы, разбросанные по нашей территории, которая столетия назад называлась «дикая степь».

       Когда они появились? Кто их насыпал и для чего? Пока остается загадкой. Одни  их появления относят к временам «Сарматов», другие считают, что это смотровые курганы «Скифов», третьи предполагают, что  это татаро-монголы их насыпали, когда приходили на Русь, помечали обратную дорогу.

  Но в народе больше всего бытует такое мнение, что в этих курганах захоронены знатные люди тех времен и для их жизни в потустороннем мире им клали различные вещи, в том числе и драгоценности. Как-то, в детстве, спросил у мамы: «Правда, что в Чирском кургане есть золото». Она мне говорит: «Ты лучше у дедушки Егора спроси. Он со своими дружками пытался его достать». На этом разговор закончился и больше мы к нему не возвращались.

  Каждый день ближе к вечеру, когда дневная жара спадает, мы все дети хутора собирались вместе, чтобы встретить коров и овец, идущих с выпасов. Люди тогда жили в основном подсобным хозяйством, поэтому в каждом дворе имелось поголовье скота. Дети, они везде и всегда дети. Как только собрались вместе, начинаются игры. Мы  всегда играли на окраине хутора, на лужайке. Рядом с этим местом , где мы играли, стоял небольшой деревянный домик, на две комнатки. В нем жили дедушка Егор и бабушка Маша. Они уже были  старенькие, детей у них не было, поэтому жили вдвоем. Всегда, когда мы играли около их дома, дедушка Егор сидел на завалинке. Наверное, выходил подышать свежим воздухом, погреться лучами заходящего солнца, посмотреть на нас и вспомнить о  своей непростой жизни.

  Как-то набегались вдоволь, коров еще не видно, мы подошли и спросили, можно нам посидеть на завалинке. Он даже, как мне показалось, с радостью пригласил нас. Садитесь, садитесь ребятишки. Что набегались, устали. Я вот сижу здесь, постоянно смотрю на вас и вспоминаю свое детство. Когда-то и я был таким, как вы. Так же бегал, прыгал, веселился, а теперь время пришло, только и могу посидеть на завалинке, погреться на солнышке, вспомнить свои молодые годы, да дела, которые совершали. Тут я вспомнил, что говорила мама, и спросил: «Дедушка, а, правда, что вы когда-то искали золото в Чирском кургане?» Он засмеялся и говорит, правда, правда. Что интересно? Рассказать, послушаете? Мы все заговорили, да, да, расскажите. Хорошо, говорит, слушайте. И поведал нам историю участником, которой он был сам, притом, лидером группы, во всех делах.

    Было говорит у меня два закадычных друга, один – троилинский, другой – иловлинский. Все дела добрые и не очень, мы делали вместе. Заканчивается очередная вечеринка, а она в то время,  проходила, как правило, на улице, на лужайке, молодежь расходилась по домам, а мы втроем шли к какому-нибудь зажиточному хозяину, бедных не обижали, вытаскивали из база полугодовалого ягнака, уносили его в атамановские яры, зажаривали на костре и трапезничали, ведя неторопливую беседу. В основном речь шла, как разбогатеть. К утру сытые и довольные возвращались домой.

   Во время одной такой беседы, друг замечает, что вот старики говорят, что в Чирском кургане захоронен какой- то знатный воин, то ли сарматский, то ли тюрко-татарский. По обычаю мол, того времени, для достойной жизни в потустороннем мире воину ложили все необходимое, в том числе и золотишко. Вот если бы достать это, то можно было решить все наши проблемы сейчас и сразу. Идея понравилась всем. Тщательно обсудили. Взвесили все за и против. Решили действовать.

   В первый же день с вечеринки ушли пораньше, сославшись на важные дела по дому. Забрали необходимый инвентарь, прибыли на курган и начали рыть колодец. Работаем четыре ночи без выходных. Уже прошли около пяти метров. Все складывается хорошо. Еще немного и цель достигнута, мечта сбылась. Начали работу в пятую ночь все так же, как и в предыдущие четыре. Один в колодце, второй вытаскивает ведра с глиной, третий ведра носит вниз и рассыпает, чтоб со стороны не было видно, что на кургане что-то не так. Периодически менялись местами. Через каждые два часа работы общий перерыв.

    В очередной такой перерыв сидим, разговариваем, мечтаем об обеспеченной жизни в будущем. Мы вдвоем сидим, свесив ноги в колодец, лицом к хутору Троилин, третий сидит точно в такой же позе, лицом к нам. Вдруг сидящий напротив нас оборвал свою речь на полуслове и замер. Спрашиваю, что случилось, молчит. Смотрит на нас, но ощущение такое, что нас не видит. Замечаю, как будто взгляд его направлен между нами и что-то там, за нашей спиной, он увидел. Люди в то время были суеверны, а старики говорили, что этот курган охраняют какие-то сверхъестественные силы и что ночью вблизи этого кургана находиться нельзя. Оборачиваюсь. О, Боже! Преодолев расстояние уже в половину кургана к нам медленно, медленно приближается что-то очень высокое, худое во всем белом, на фоне темного неба. От увиденного, потерял дар речи. Почувствовал только, как  шапка упала с моей головы, очевидно волосы поднялись дыбом, ноги обмякли. Понимаю, надо бежать, а не могу пошевелиться. Как кролик на удава смотрю, все разумом осознаю, а ничего делать не могу. Так же как и я, друг напротив, сидит обмякший, беспомощный.

      Видя такую немую сцену с нашей стороны, третий напарник обернулся посмотреть в ту же сторону. Что он там увидел, не знаю. Но, то ли силой духа он был крепче нас, то ли намного трусливее, но в ту же секунду он оказался на ногах, ни сказав ни слова, вихрем помчался вниз по склону кургана, в обратную сторону от приведения. Его решительные действия мгновенно вывели нас из оцепенения, и мы уже вдвоем неслись за ним. Естественно в такой ситуации, когда кругом глубокая ночь, а позади приведение, никто не хотел бежать последним, поэтому на всей дистанции, протяженностью в 4 километра, лидеры все время менялись. За сколько мы преодолели это расстояние сказать трудно, но думаю, что многие стайеры, нам бы позавидовали. На краю хутора остановились, чтобы отдышаться. Разговор перенесли на завтра и побрели, по своим домам, постоянно оглядываясь.

     Наутро собрались. Долго обсуждали, как и что это было. Единодушно приняли решение — раскопки прекратить, но инвентарь надо забрать. Для решения последнего вопроса, сразу же пошли на курган. С опаской и постоянно оглядываясь по сторонам, взошли на курган. Никакого инвентаря там не было. Единственное что мы увидели это зияющая дыра вглубь кургана, вырытая нами, рассыпанная ровным слоем глина у его подножия, да ощущение теплого ветерка, который шевелил ковыль на вершине кургана. Расстроенные, не в добром настроении, опустив головы мы побрели домой. Так вот закончилась наша мечта, быстро разбогатеть. Не разбогатели, но суеверия прибавилось. Сколько еще было попыток проникнуть вглубь кургана, добраться до сокровищ, не знаю, но следы прошлых раскопок говорят о том, что мы не первые.

      На вопрос, что же это было, дедушка Егор отвечал, не знаю. Но до сих пор, говорил он, это приведение четко стоит у меня перед глазами. Как  только начинаю вспоминать подробности этого – мурашки по телу, мороз по коже.

    Рассказано нам  было, глядя  на ночь. Не знаю как мои друзья, но я весь вечер далеко от мамы не отходил, и все время со страхом, поглядывал на окна.

                      Записано со слов  Е. Самсонова (х.Троилин).

                          Записал С. Стецкий.

Светоч - новости Дубовского района
Добавить комментарий