ОСВОБОДИТЕЛИ ДУБОВСКОЙ ЗЕМЛИ

Первого января мы отметили освобождение села Дубовского от немецко-фашистских захватчиков.

     Уже первого января 1943 года в село Дубовское прибыли техники и обслуживающий персонал 8-й армии для оборудования аэроузла, где разместились лётные части второго смешанного авиационного корпуса восьмой воздушной армии.

    Второго января наши летчики совершили форсированный переход на новый Дубовский аэроузел   для последующей работы с него в интересах войск Южного фронта.

   Истребительные и штурмовые полки  и штабы авиадивизий разместились на территории нашего района в  хуторах Барабанщикове, Семичном, Кравцове, Ериковском и селе Дубовском.

   Местные жители с благодарностью вспоминают о летчиках, защищавших дубовское небо от немецких самолетов. Много рассказывали о том, как жили летчики в семьях хуторян, как местные помогали в строительстве капониров для самолетов. Много интересных эпизодов я узнал от жителей уже не существующего хутора Барабанщикова Колыбельниковой Клавдии Николаевны, Жуковой Веры Дмитриевны, семьи Рожковых, Максимовых. Молодой учительницей прибыла на хутор Золотарева Елена Фоминична и всю жизнь посвятила истории нашей малой Родины. Она переписывалась с лётчиками тех полков. Золотарев Иван Михайлович  много и интересно рассказал о тех событиях.

    В нескольких статьях, опубликованных в газете «Светоч», уже описывались подвиги лётчиков на нашей земле. Хочу рассказать еще об одном подвиге. 

    8 января 1943 года перед полком была поставлена задача нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому, расположенному на окраине г. Сальска. Пленный немецкий лётчик, сбитый Заикиным у аэродрома хутора Барабанщикова, сообщил, что на аэродроме врага сосредоточено около 300 самолётов, в основном транспортные Ю-52 и бомбардировочные Ю-88, а также «Мессершмитты-109». Уничтожение этого аэродрома имело важное стратегическое значение, так как именно с него велось снабжение продовольствием и боеприпасами окружённой под Сталинградом армии фельдмаршала Паулюса.

    Для этого задания были выбраны семь лётчиков из первой эскадрильи одного из полков:  Пётр Александрович Горячев, Григорий Никифорович Долаберидзе, Александр Васильевич Дубенко,  Григорий Александрович Жовтоножко, Георгий Сергеевич Карлов, Геннадий Михайлович Мордовцев, – командиром группы был назначен капитан Иван Павлович Бахтин.  В экипажах Карлова и Мордовцева стрелками были: Андрей Михайлович Светлишнев и Даниил Давыдович Розумов.

    Рано утром 9 января  эта группа на семи штурмовиках Ил-2 отправилась на задание. Вскоре на горизонте показался дым печей. Карлов взглянул на часы. По времени должен быть Сальск. Впереди открылся аэродром, плотно уставленный транспортными Ю-52 и бомбардировщиками Ю-88. Данные цели были довольно больших размеров и поэтому не представляли особой сложности для поражения с Ил-2. Сальский аэродром охраняли 100 зенитных орудий, так как рядом находился железнодорожный узел. Именно это определило характер удара штурмовой группы, которая была разделена на две части по 3 и 4 самолёта соответственно. Аэродром атаковали обе группы одновременно, идя навстречу друг другу. Всё это позволило, как указано в наградном листе Бахтина, осуществлять в одном заходе две-три атаки последовательно на несколько групп вражеских самолётов. Бой над аэродромом длился всего 15 минут. За это время по аэродрому было выпущено 6200 снарядов, бомб и патронов.

   В результате удара советских штурмовиков уничтожено 72 транспортных самолёта врага. Половина имеющихся экипажей была выведена из строя. Кроме самолётов, группа Бахтина уничтожила и эвакуационный пункт с ранеными, вывезенными из окруженной армии  Паулюса. После такого налёта на аэродром снабжение окружённой немецкой армии практически прекратилось. Если 8 января 1943 года армии было отправлено 220 тонн грузов, то до ночи на 14 января полеты Ю-52 практически прекратились. В этот период в Сталинград могли летать только многомоторные самолёты с других аэродромов. В отдельные дни (11, 13, 14 января) Паулюсу не было поставлено ни тонны грузов. Приблизиться к объёму поставок 8 января удалось только один раз – 21 января. Фактически после налёта на Сальск еженедельный объём подачи грузов в Сталинград упал в три раза.

   Но были потери и с нашей стороны. Машины Карлова и Долаберидзе были подбиты и осуществили  вынужденную посадку.

Георгия Карлова, посадившего свою машину к северу от Пролетарска, у реки Маныч, местные жители укрыли на хуторе, где он находился до освобождения этих мест нашими войсками. После этого он продолжал громить врага и погиб в январе 1944 года в битве за Крым.

 Григорий Долаберидзе посадил свой самолёт южнее Пролетарска, где и был схвачен полицаями, которые доставили его в Сальск, на фашистский аэродром, а затем в Таганрог в лагерь для военнопленных, затем в Донбасс. Из плена бежал. В сентябре 1943 г. пересёк линию фронта и вернулся в семью лётчиков. Но даже после спецпроверки ему не удалось попасть в свой полк, и его отправили в действующий 807 ШАП под Крым.

    Разведка отметила на аэродроме четыре  МЕ 109G-2 из состава II/JG-52, базировавшейся в Сальске на 9 января 1943 года. Один принадлежал Фридриху Денку – асу с 65 победами (будет убит в бою).

    Именно самолеты этой группы сбили на отходе два Ила. Победы записали себе Герхард Баркхорн (2-й по числу побед ас люфтваффе)  и Йоханес Штейнхофф (23-й среди немецких асов). Вот с каким серьезным противником вели бои наши 20-летние летчики.

    Геннадий Мордовцев в сентябре 1943 года после успешного выполнения боевого задания, в ходе которого его самолёт был подбит,  был ранен и попал в плен. Представление о присвоении звания Героя Советского Союза было отклонено в связи с пленением. Дважды бежал из плена, оба раза был пойман. Будучи заключённым «блока смерти», стал одним из активных участников подготовки восстания заключённых в концентрационном лагере Маутхаузен в ночь со 2 на 3 февраля 1945 года. Был замечен охраной в излишней активности и убит (сброшен заживо в канализационный колодец) ещё до начала восстания.

   Горячев Петр Александрович погиб 18 января 1944 года в Краснодарском крае, станица Вышестеблиевская. Дубенко Александр Васильевич погиб в 1946 году. Жовтоножко Григорий Александрович погиб 26 января 1943 года под Новочеркасском. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. Бахтин Иван Павлович умер в 1994 году похоронен на Ваганьковском кладбище. Стрелок Розумов Даниил Давыдович не вернулся с боевого задания 21 января 1943 года.

   Участник этого налёта, Андрей Михайлович Светлишнев, – ведущий стрелок самолёта. При отходе от цели они были атакованы тремя немецкими истребителями МЕ-109, но стрелок отбил все атаки, сбил один МЕ-109. Андрей Михайлович – Кавалер орденов Красного Знамени и ордена Красной Звезды. Проживал в г. Волгодонске, вел большую патриотическую работу, неоднократно бывал у нас в Дубовской средней школе, приезжал на место аэродрома в х. Барабанщикове. 2 июня 2013 года ушёл из жизни..

   Удар семёрки штурмовиков под командованием Бахтина вписан славной страницей в историю боевых действий Военно-Воздушных Сил нашей страны. Все участники налёта были награждены орденами  Красного Знамени, а четверо из них (Бахтин, Долаберидзе, Дубенко и Жовтоножко) были удостоены высшего звания – Героя Советского Союза.

Вечная память героям.

                               А. ТЕРЕХОВ,   поисковик-краевед.

     Фото из архива А. Терехова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности
Skip to content