Приближается годовщина Великой Победы. Чем ближе День Победы, тем больше об этом говорят, пишут, показывают, проводят различные патриотические акции, больше фильмов о войне транслирует наше телевидение. И, наверное, в каждой семье все чаще вспоминают о своих предках-героях, передают эти истории своим детям и внукам. Именно в эти весенние дни как-то по-особенному остро понимаешь, какие нечеловеческие испытания выпали на долю поколения этой страшной войны, и какие грандиозные победы.
В нашей семье бережно хранится память о моем дедушке Василии Александровиче Луневе, которому 23 марта исполнилось бы 110 лет. Дедушка был настоящим героем: скромный, застенчивый, не любил рассказывать о своем жизненном и военном пути, но многочисленные ордена и медали, сверкавшие на дедушкином пиджаке, лучше всяких слов рассказывали о нем.
В 1985 году в преддверии 50-летия стахановского движения в нашей районной газете «Светоч» была опубликована статья «Радость в труде» о дедушке, как о первом в районе стахановце механизаторе, награжденном в 1939 году за доблестный труд орденом Трудового Красного Знамени. Вырезка из этой газеты до сих пор хранится в нашей семье как реликвия, и мне хотелось бы процитировать ее с небольшими сокращениями, чтобы вы, мои дорогие земляки-читатели, с головой окунулись в то далекое, волнующее довоенное время – пору массового энтузиазма, небывалого подъема и воодушевления. Молодая, единственная в мире советская страна строит новую жизнь. 30-е годы, как известно из истории, были самыми плодотворными в предвоенное время и по производительности, и по производству продукции.
«В первых числах сентября 1935 года разнесшаяся по всему свету весть о небывалом рекорде донецкого шахтера Алексея Стаханова дошла и до дубовских степей. Утром, размахивая газетой, на полевой стан колхоза имени Кирова прибыл первый секретарь РК ВЛКСМ И.М. Коток. Его сразу же обступили, и на вопросы, что случилось, Иван Маркеевич потребовал тишины. Развернув и разгладив листок «районки», секретарь начал: «В ночь с 30 на 31 августа 1935 года забойщик шахты Центральная-Ирмино Алексей Григорьевич Стаханов применил новые методы добычи угля и вырубил за 5 часов 45 минут 102 тонны угля при норме семь».
– Вот это да! – охнул кто-то из механизаторов – ну так-то шахтеры, у них там можно рекорды ставить.
Завязалось горячее обсуждение, яростные споры, начались разговоры и о том, что в сельском хозяйстве тоже есть немало возможностей для резкого увеличения производительности труда. И.М. Коток не стал навязывать своего мнения механизаторам, бросив на прощанье: «Так что, думайте!», и уехал.
Василий Лунев часто и много размышлял о своей жизни, мысленно прикидывал возможности. Вот он, деревенский парнишка, так сказать, от сохи, в 22 года выучился на тракториста, два года работал прицепщиком, 1934 году послали в Зерноград, где окончил курсы комбайнеров. Теперь, можно сказать, он добился своего в жизни, мечта сбылась, механизатор ведь был и остается первой фигурой на селе. В Дубовской МТС пришлось основательно попотеть над тракторами «СТЗ» и «ЧТЗ». Перебрал всё до последней гайки, потому как знания, полученные на курсах, требовалось подкрепить практикой.
Если честно признаться, рекорд Стаханова крепко запал Василию в душу. «Смог же человек справиться с 14 сменными заданиями, а тут и до полутора норм не дотягиваешь. Конечно, и условия труда разные, и орудия производства далеки от совершенства, но человек-то устроен одинаково».
Шло время, почин Алексея Стаханова положил начало массовому движению за повышение производительности труда и лучшее использование техники, это движение получило название стахановского и охватило в стране все отрасли народного хозяйства. Росло и крепло социалистическое соревнование за ударные темпы в работе и в нашем районе. Комсомолец Василий Лунев по-прежнему работал так, как он привык трудиться с детства, активно включился в движение стахановцев.
…Добрый урожай на полях вырастили земледельцы Дубовского района в 1937 году. Приняв комбайн «Сталинец–1», Василий вместе с трактористом Аркадием Малхасовым, приступил к уборке хлебов в колхозе имени Кирова. Следует сказать, что самоходных комбайнов тогда не было. «Сталинец-1» тащил в поле гусиничный трактор «ЧТЗ». Сменная норма на косовице хлебов составляла 9 гектаров, фактически убирали и 50, и 60. Наивысшая выработка 70 гектаров, казалось, принесла желанный успех, но по сезонному результату Лунев с Малхасовым не завоевали лидерство в тот год. Что ж, показатели высокие и этот уборочный сезон явился как бы генеральной репетицией, разгоном для броска к рекорду.
Следующий год с самого начала весенне-полевых работ начал приносить удачу молодому земледельцу. Трудился он, не покладая рук, не жалея сил и времени. Уже 20 апреля 1938 года помощник бригадира Дубовской МТС Н. Лемешев писал в районной газете «На подъеме»: «Тракторист Василий Лунев на тракторе «Сталинец-дизель» за 10 часов вспахал 19,5 гектара при норме 10. Горючего сэкономлено 38 килограммов. В этот день он заработал 17,6 трудодня и 44 рубля 30 копеек. Позднее, работая в колхозе имени Кирова, Лунев вспахал 23 гектара и сэкономил 40 килограммов горючего. Многое зависит в нашей хорошей работе и от того, как мы культурно отдыхаем. В вагончике тепло, уютно, чисто. Он убран плакатами, питание хорошее. Мы все веселые и горим желанием отблагодарить правление колхоза стахановской работой за заботу о нас».
…В ударных повседневных буднях молниеносно летело время, тучнели хлебные нивы, вот-вот пора приступать к жатве. Посоветовавшись с товарищами, Василий Лунев решил создать молодежный комбайновый агрегат из двух «Сталинцев» и нового трактора «С-65»…
К жатве 1938 приступили дружно, уборочный агрегат за №17 Дубовской МТС с первых же дней взял высокий темп в работе. Ежедневная выработка на косовице и обмолоте хлебов составляла 70-75 и даже 106 гектаров. Районная газета постоянно рассказывала читателям о героических усилиях молодых земледельцев. И хотя уборка еще не была завершена, в районе стало ясно всем, что в эту жатву агрегат Лунева недосягаем по выработке.
25 июля областная молодежная газета «Большевистская смена» пишет: «На Доску почета имени 20-летия комсомола заносится молодежный комбайновый агрегат №17, в составе которого начальник агрегата Василий Александрович Лунев, тракторист Аркадий Ионович Малхасов, штурвальные Сергей Михайлович Самохин и Иван Алексеевич Данилов».
…А жатва продолжалась. В борьбе за хлеб Лунев с помощниками сутками не выходил из загонки. Когда были подведены окончательные итоги, выяснилось, что ребята установили самый высокий результат в Ростовской области. В то лето они убрали хлеба на площади 2 400 гектаров.
Родина по заслугам оценила подвиг земледельцев. На всю жизнь запомнил Василий Александрович поездку в Москву, куда он был приглашен как участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ). Главный выставочный комитет вынес решение занести комбайнера В.А. Лунева и тракториста А.И. Малхасова в почетную книгу ВСХВ. Здесь же, в столице, в Кремле Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин вручил Василию Александровичу орден Трудового Красного Знамени.
А спустя немного времени, передовой хлебороб был удостоен Большой серебряной медали ВСХВ «За лучшие образцы работы в сельском хозяйстве».
Многое успел сделать Василий Александрович Лунев в предвоенные годы. Окончил Азовскую школу механиков сельскохозяйственного производства, вступил в ряды КПСС, готовил себя к новым трудовым свершениям. Но грянула Великая Отечественная война. В сентябре 41-го – он уже на передовой. Воевал в составе II Белорусского фронта, участвовал в героической обороне Сталинграда, в разгроме вражеской группировки на Одере, освобождал народы Украины, Белоруссии, Польши и Чехословакии. За доблесть, мужество и героизм награжден семью Благодарностями Верховного Главнокомандующего И. Сталина, орденом Великой Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За взятие Кёнигсберга». Самой дорогой наградой для дедушки был орден Красной Звезды, полученный за участие в кровопролитных боях за освобождение украинского города Кременец весной 1944 года. Орден был вручен ему в мае 1945-го.
После войны Василий Александрович вернулся домой, женился на моей бабушке, которая ждала его всю войну, они вырастили сына Геннадия и дочь Галину. Дедушка не любил сидеть, сложа руки, и нас – внуков, всегда приучал к труду.
Дедушки нет уже более двадцати лет, но когда в День Победы мы идем вместе со всеми в колонне Бессмертного полка, высоко неся его портрет, я чувствую не только гордость за всех наших Героев-Победителей, но и внутренний трепет, и преклонение перед великим Подвигом наших дедов.
Никто не забыт и ничто незабыто!
О. Глуходедова, внучка.