Ежегодный церковно-общественный форум XXVI Димитровских образовательных чтений проходит в Донской митрополии с 27 октября по 15 ноября. Их участниками в первую очередь являются образовательные организации и учреждения культуры донского края.
Председатель Оргкомитета Чтений, глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий обратил внимание на тему Чтений: «Будущий 2022 год объявлен Президентом Российской Федерации годом празднования 350-летия со дня рождения Петра I. Учитывая значение его реформ для истории России, была определена для диалога Церкви, власти и общества центральная тема XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», заключающая в себе множество трудных вопросов политических, экономических, социальных и религиозных».
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Дубовский районный отдел образования проводит XXVI Димитриевские образовательные чтения в формате онлайн-конференции. Участники обсудят актуальные проблемы, разберут вопросы, связанные с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием детей и молодежи. Димитриевские образовательные чтения проходят под председательством иерея Павла Петровича Почтового, настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери, село Дубовское.
В рамках этого значимого мероприятия запланировано проведение двух секции на базе Дубовской средней школы №1 имени М.Ф. Потапова.
27 октября прошла первая секция на тему: «Петр I. Имперский принцип в истории Российской государственности как основа многонационального мира и согласия». Учитель русского языка и литературы Дубовской средней школы №1 имени М.Ф. Потапова, тьютор-методист Валентина Николаевна Архипова предложила рассмотреть с точки зрения философских, исторических, педагогических аспектов следующие составляющие темы Чтений: светскость и секуляризм; духовно-нравственное образование и воспитание молодежи: церковь и секулярный мир. Валентина Николаевна рассказала, что же такое секуляризация, значение данного понятия и его значимость в контексте заявленной темы Чтения?
Рассказала о данном процессе в России, что он начинался в XVIII веке в период правления Петра Великого и неотделим от изменений в русском обществе, которые происходили в результате реформ царя в области образования, культуры, политики… Также о том, что в допетровское времена, начиная с «Чина венчания» Ивана Грозного (середина XVI в.), русские цари провозглашались наместниками Христа на Земле. Московское царство после крушения Византийской империи в 1453 г. провозгласило себя в качестве Третьего Рима «новым Ромейским царством» (идея переноса царственности), которое «стоит» вечно и является как образ Царствия Небесного вселенским царством.
«Конечно, личность Петра не однозначна. Известно его стремление к нейтрализации влияния церкви: запрет в 1700 г. проведения очередного Собора по избранию нового патриарха; организация «всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего Собора». Однако, публично демонстрируя неуважение к церковной иерархии, Петр I не допускал вольного обращения подданных со Священным Писанием.
В манифесте от 16 апреля 1700 г. Петр I провозглашает главной целью своей деятельности достижение общественного блага: «…все старания и намерения наши клонились к тому, как бы сим государством управлять таким образом, чтобы все наши подданные попечением о всеобщем благе более и более приходили в лучшее и благополучнейшее состояние». Безусловно, секуляризация влияет на сознание людей. Утрата церковью своих позиций также оказала заметное влияние и на сознание людей, и на их моральные ценности и традиционные устои. Но стоит ли забывать о том, что религия – часть истории и культуры общества? Не рискуем ли мы потерять или уже потеряли значительную часть своей истории, связанной с религией? Все больше и больше вдумываясь в тему РЧ, понимаешь, насколько она актуальна для XXI века. И как важны будут выводы, сделанные каждым участником Чтений», – подытожила Валентина Николаевна.
Иерей Павел Почтовый рассказал о принципах имперской России, которые, несмотря на трудности эпохи, позволили построить Петру I уверенный государственный строй с миром и согласием внутри. О рубежах XVII–XVIII веков, которые обычно считают началом нового этапа в русской истории или иначе называют «допетровским».
— Конечно, понятие «эпоха» всегда условно, но в данном случае вполне можно говорить об этом времени как об эпохе Петра. Его реформаторская деятельность распространялась на все сферы общественной жизни в России. Своим характером и своими увлечениями царь определял движение страны, так как он был безусловным инициатором всего, что произошло тогда. В петровскую эпоху начинается роковой для судеб государства религиозно-нравственный раскол между высшим слоем общества и простым народом, который традиционно хранил верность заветам своих предков. Народный быт и народная набожность, религиозно-нравственные идеалы народа остались почти незатронутыми петровскими преобразованиями России, но стиль жизни, нравы и взгляды дворянской верхушки, поступившей в ученичество к иностранцам, стремительно менялись. Помимо всего прочего, ради общего блага среди населения императором было принято решение о введении новой государственной службы. Так, появляется один из главных государственных органов – полиция. Петр писал: «полиция есть душа гражданства». Со времени основания она стала также следить за общественным порядком в Москве и регулировать торговые отношения, а позже – вести политические и уголовные дела. При этом полиция понималась не только как учреждение, но как система отношений государства и подданных, при которой государство контролирует все сферы жизни. Именно полиция создает стройную конструкцию регулярного государства и следит за тем, чтобы каждый человек выполнял свою функцию в соответствии с написанными правилами, «регламентами». Вывод таков, фундаментальный принцип имперской власти заключается в первую очередь в многообразии перемен. Этот принцип для тех лет послужил серьёзной опорой для развития русского государства и его населения в разных сферах общественной жизни. Ценой старых народных традиций и привычного быта были совершены петровские преобразования, которые смогли гарантировать мир и согласие в пределах Российской империи ещё на долгие годы, – рассказал в своём докладе отец Павел.
В конференции приняли участие директора образовательных учреждений, учителя истории и обществознания, ведущие курс ОРКСЭ, ОДНКНР, библиотекари.
8 ноября запланирована вторая секция: «К 350-летию со дня рождения Петра I. Личность Петра I в истории и культуре России».