Великое изобретение – Шаттл

«Бросьте мне вызов, и я встречу его с радостью»Рональд Рейган в обращении к нации.

Космическая гонка между СССР началась в 50-х годах прошлого века. После завершения Второй мировой войны, СССР и США достались прототипы первой в мире немецкой баллистической ракеты «Фау-2». США достался немецкий конструктор Вернер-фон-Браун, а СССР чертежи. В 1961 году Юрий Гагарин впервые побывал в космосе на корабле «Восток» разработанным Сергеем Королевым, а уже через 8 лет Вернер-фон-Браун разработал ракету-носитель «Сатурн-5» и первые астронавты побывали на Луне, и не один раз.

Военное превосходство было главной целью прошлого века. Лучшим выходом был аппарат, который сможет доставить ядерное оружие из космоса. Именно такое идеей воодушевились американские военные в 70-х годах 20 века. Министерство обороны США хотело использовать Шаттл для сброса ядерного оружия на СССР.

В 1972 году НАСА заявило о начале программы «Спейс Шаттл» по строительству и экспулатации многоразовых челноков.

Первый построенный челнок

В 70-х годах набирал популярность сериал «Стар Трек» или «Звездный Путь». Первый челнок планировалось назвать «Конституция», но фанаты сериала настаивали на названии «Энтерпрайз», который носил главный корабль сериала. НАСА не смогло отказать и назвало так первый челнок. Тогда же было решено, что челноки будут использоваться исключительно в мирных целях, исключение: военные спутники.

Энтерпрайз и Боинг

В 1977 году произошел первый полет построенного челнока. Челнок был прикреплен к специальному самолету «Боинг». После набора высоты отделялся от самолета и продолжал полет отдельно. «Энтерпрайз» позволил конструкторам отрабатывать полет и научиться приземлять челнок.

База «Ванденберг» была выбрана местом старта Шаттла, но первый полет с нее миссии «СТС-62А» была отменена. Позже, все запуски Шаттлов с западного побережья США были отменены.

В первых четырех запусках экипаж состоял всего лишь из двух человек.

Характеристики Шаттла

В собранный шаттл входят: Челнок, Огромный внешний топлевный бак и два твердотопливных ускорителя по бокам. Но первый Шаттл был не похож на Шаттл, который мы привыкли видеть. Внешний бак в разы больше и покрашен в белый цвет. Краска намного увеличивала массу аппарата. После двух полетов Шаттла бак решили не красить, и это привело к снижению массы. Теперь бак обрел привычный ржавый цвет.

Старт

 Ораньжевый топлевный бак имеет длину 47 метров и содержит в себе два бака поменьше. Наминальный обьем топлива, который может вместить в себя бак, составляет 103 тонны и 616 тонн окислителя. Твердотопливные ускорители имеют высоту 45,5 метров. Именно ускорители позволяют вывести Шаттл на орбиту. Сам челнок имеет высоту 37 метров, что при грубых вычислениях, почти в 5 раз больше советского корабля «Союз». При старте на челноке работали три маршаловых двигателя, которые помогали ускорителям.

Доставка на стартовый комплекс

Все полеты Шаттлов проводились с космодрома «Кейп Канаверал» на Мысе Канаверал, штат Флорида. Приземлялся он на одну из самых длинных посадочных полос в мире, которую видно даже из космоса, там же, на Мысе Канаверал.

Коротко про все челноки

Первым летающим в космос челноком стала «Колумбия», названная в честь корабля, на котором открыли Америку. Иронично, что первый запуск Шаттла состоялся 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Юрия Гагарина. В миссии «СТС-32» впервые в истории «Колумбия» вернула спутник обратно на Землю в полностью целом состоянии. Участвовала в обслуживании космического телескопа «Хаббл». «Колумбия» встретила свой конец не в ангарах на Земле, а в атмосфере Земли. 1 февраля 2003 года, при входе в атмосферу после своего 28-го полета, плазма, находящаяся в атмосфере Земли проникла в крыло челнока, и он буквально рассыпался на миллионы кусочков. Все 7 членов экипажа погибли.

Первый старт Колумбии

Колумбия STS-107

  • Ричард Хасбанд – Командир
  • Уильям Маккул – Пилот
  • Дэвид Браун – Специалист полета 1
  • Калпана Чавла – Бортинженер, специалист полета 2
  • Майкл Андерсон – командир полезной нагрузки, специалист полета 3
  • Лорен Кларк – специалист полета 4
  • Илан Рамон – специалист по полезной нагрузке

Вторым челноком стал «Челенджер», дословно «Бросающий Вызов». Достижением челнока стал первый полет американской женщины-астронавта в миссии «СТС-7», и полет сразу двух женщин в миссии «СТС-41Джи». Впервые именно этот челнок стартовал и приземлился ночью. Так же, как и «Колумбия» «Челенджер» погиб в полете, совершив всего 9 полетов.

Экипаж СТС-51Л. Криста Маколифф во втором ряду вторая с лева.

В 1986 году НАСА обьявило об открытии конкурса среди учителей, в котором победитель полетит в космос на Челноке. Победитель должен был провести урок из космоса для школьников из всего мира. В конкурсе победила Криста Маколифф, учительница истории и английского языка в средних школах. 28 января 1986 года, холодное утро, мороз. Запуск решили все-таки провести. Ученики Кристы приехали на космодром, чтобы поддержать учительницу. Экипаж из 7 человек переходит в челнок, и готовиться к пуску. Пуск прошел нормально, но через 73 секунды, на высоте 29 километров Шаттл разорвало после мощного взрыва, вызванного выделением раскаленных газов из ускорителя, которые подожгли топливный бак. Несколько членов экипажа выжило, но погибло из-за сильнейшего удара о воды Атлантического океана. Все 7 членов экипажа погибли.

Челенджер STS-51L

  • Фрэнсис Скоби – Командир
  • Майкл Смит – Пилот
  • Эллисон Онидзука – Специалист полета 1
  • Джудит Резник – Специалист полета 2
  • Роналд Макнейр – Специалист полета 3
  • Криста Маколифф – Учитель, специалист по полезной нагрузке
  • Грегори Джарвис — Специалист по полезной нагрузке

Третьим космическим шаттлом стал «Дискавери» — «Открытие». В 1990 году вывел на орбиту телескоп «Хаббл», в 1995 году отрабатывал сближение со станцией «Мир» и уже в 1998 году совершил последнюю стыковку со станцией. Далее челнок занимался строительством «МКС», в частности доставил модули «Кибо» и «Леонардо».  Совершив свой 39 полет, челнок «Дискавери» доставили в филиал Национального музея авиации и космонавтики Смитсоновского института, в котором он находится до сих пор.

Посадка Атлантис

Четвертый челнок  «Атлантис» – «Атлантида». Из главных достижений можно отметить: 7 стыковок со станцией «Мир», доставку стыковочного узла на станцию, 11 стыковок с «МКС» и участие в ее строительстве, доставка к «МКС» Российского модуля «Рассвет», запуск зондов «Галилео» и «Магеллан». Совершил 33 успешных полета.

Индевор, вид с МКС

Пятым и последним челноком стал «Индевор» — «Стремление». Совершил одну стыковку со станцией «Мир», неоднократтно участвовал в сборке «МКС», в том числе доставил модули «Транквилити» и «Купол». Совершил 25 успешных полетов.

Атлантис и Мир

Заключение

Последний полет по программе «Спейс Шаттл» совершил челнок «Атлантис» в июле 2011 года. В этом полете из-за безопасности экипаж сократили до 4 человек.

В общей сумме было осуществлено 135 полетов по программе. То, что я рассказал, это даже не половина того, что сделали Шаттлы. Программу пришлось закрыть из-за того, что на устаревшие челноки требовались огромные суммы, которых у НАСА не было.

Челнок и МКС

В недавнем интервью Илон Маск отметил то, что главная проблема Шаттлов была в том, что его проект застыл, не было изменений. Из-за того, что все миссии космического челнока выполнялись с экипажем, изменения конструкции несли огромные риски и низкую награду. Челнок устарел и требовал устаревшие манипуляции с системами.

Но все же Шаттл стал одним из символов 20 века и вдохновлял миллионы людей по всему миру.

Лавренов Дмитрий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content