Конкурс кроссвордов «Знатоки донской литературы»

Uncategorized

В рамках реализации Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «Центр») проекта «Язык — духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде», в соответствии с Договором № 19-2-011180 Фонда президентских грантов о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, состоялся конкурс кроссвордов «Знатоки донской литературы».

В контексте проведения конкурса в онлайн-формате прошел мастер-класс «Границы моего языка означают границы моего мира или секреты литературного кроссворда» для библиотекарей, педагогов и родителей. Слушателям было рассказано о правилах составления кроссвордов и перечислены основные виды:

Классический, Сканворд (скандинавские кроссворды), Японский кроссворд, Алфавитные, Филворды (венгерские кроссворды), Кроссворд-ребус, Крисс-кросс (американский), Дуаль — кроссворд, Кейворд, Линейный.

Для участия в конкурсе дети и подростки должны были составить кроссворд по произведениям детских донских авторов, список которых формировался еще при подготовке к реализации проекта. Однако в связи с тем, что старт конкурса практически совпал с введением режима самоизоляции, дистанционным обучением детей и подростков, и, как следствие, с невозможностью взять книги в библиотеке, участникам предложили составить кроссворды по тем книгам детских донских авторов, которые есть в их домашней библиотеке.

Всего на конкурс поступило 370 работ, из них на областной этап конкурса кроссвордов «Знатоки донской литературы» — 215 кроссвордов от детей и подростков из 28 районов и 11 городов Ростовской области.

Состав участников конкурса:

— I группа участников — дети 7-10 лет — 40% от общего числа,

— II группа участников — подростки 11-14 лет — 50 %,

— III группа участников — подростки 15-18 лет — 10 %.

По гендерному признаку среди участников конкурса 45 % составляли мальчики, 55 % — девочки.

Около 18 % процентов кроссвордов составлены по произведениям нескольких детских донских авторов. Есть работы по рассказам Михаила Шолохова и Антона Чехова, историческим повестям Бориса Изюмского, стихотворениям для детей Даниила Долинского и Николая Костарёва и других детских донских авторов.

Среди наиболее востребованных авторов:

— Юрий Дъяконов — около 17 % кроссвордов — по произведениям «Восемь волшебных желудей», «Приказ самому себе», «Зиночка».

— Пётр Лебеденко — около 16% кроссвордов — по «Сказкам Тихого Дона».

— Гай Петроний Аматуни — около 10 % кроссвордов — по произведениям «Чао — победитель волшебников», «Гаяна», «Королевство восемью восемь».

— Наталья Суханова — около 8 % кроссвордов — по произведениям «Многоэтажная планета», «В пещерах Мурозавра».

— Алексей Коркищенко — около 7 % кроссвордов — по повести «Старая лошадь Зина».

Основная масса кроссвордов, поступивших на конкурс — это классические кроссворды, составленные с помощью интернет-сервисов. Но также есть алфавитные, линейные, филворд, венгерский и кроссворд-ребус. Среди конкурсных работ есть кроссворды, в которых после заполнения сетки ответами в выделенных клетках можно прочесть ключевое слово — фамилию автора, название произведения или место действия.

Многие работы иллюстрированы самими авторами, в части работ приведены портреты авторов и обложки книг, по которым составлены кроссворды.

Во многих работах были интересно сформулированы вопросы (толкования) для строк кроссворда — не только лаконичными простыми предложениями, но и отрывками из прозы и стихотворений.

По условиям конкурса:

участники 7-10 лет предоставляли кроссворды объемом не менее 6 слов;

участники 11-14 лет представляли кроссворды объемом не менее 8 слов;

участники 15-18 лет представляли кроссворды объемом не менее 12 слов.

Поскольку количество слов в кроссвордах участников было небольшим, то «висячие» слова (однократное пересечение) не учитывались как ошибка. В кроссвордах участников не было использовано двух- и трёхбуквенных слов. Идеально симметричной кроссвордной фигуры, характерной для классического кроссворда, не было ни в одной работе, однако это было предсказуемо и обусловлено тем, что из небольшого количества слов невозможно составить правильную фигуру.

Как нарушение правил составления кроссвордов следует отметить, что, кроме имён существительных в именительном падеже и единственном числе, были использованы и прилагательные, и имена существительные во множественном числе.

Отдельно стоит обратить внимание на нумерацию: в части кроссвордов вопросы по горизонтали и по вертикали пронумерованы одинаково, а не по порядку. Это могло внести путаницу при ответах на вопросы, и, как следствие, привести к ошибке при решении кроссворда.

Необходимо отметить, что орфографических ошибок при составлении кроссвордов допущено не было. Так что одну из задач конкурса — стимулирование интереса к изучению русского языка — можно считать решённой.

Наставниками участников конкурса кроссвордов «Знатоки донской литературы» стали библиотекари, педагоги и родители детей и подростков. Среди библиотек на муниципальном уровне наиболее активно работали специалисты Песчанокопского и Ремонтненского районов.

Подводя итоги конкурса кроссвордов, можно с уверенностью сказать, что дети и подростки Ростовской области читают книги донских авторов, эта область детской литературы востребована, чему способствует и работа библиотек по популяризации наших авторов-земляков. Дети творчески подошли к составлению кроссвордов, и, как нам представляется, ещё не раз обратятся к донской литературе, а библиотеки и их работники помогут ребятам с выбором интересных произведений. Конкурс наглядно показал, что составление кроссвордов стимулирует интерес в подростковой и юношеской среде к русскому языку и произведениям донских детских авторов. Составление и разгадывание кроссвордов способствует развитию познавательных способностей, эрудиции, а также увеличению словарного запаса юных участников.

Кроссворды – одно из удивительных интеллектуальных изобретений: их разгадывание – полезное времяпрепровождение, зарядка для мозга, а составление – интеллектуальный труд, расширяющий кругозор и мотивирующий на получение новых знаний детей любого возраста.

Развитие ребенка – важная задача, требующая совместных усилий родителей, преподавателей и библиотекарей, и организация конкурсов, способствующих интеллектуальному развитию, каким является конкурс кроссвордов, – прекрасный пример такого сотрудничества.

Читайте книги, посещайте библиотеки, участвуйте в конкурсах, составляйте кроссворды – вливайтесь в число интеллектуалов!

Светлана Викторовна Рыбак
заведующий отделом методической работы
ГБУК РО «Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»

Светоч - новости Дубовского района
Добавить комментарий