В 2021 году отмечается 125 лет со дня создания первого отечественного автомобиля Яковлева-Фрезе.
Идея создания возникла в 1893 году у двух русский изобретателей — отставного лейтенанта императорского флота Евгения Александровича Яковлева и горного инженера Петра Александровича Фрезе. Со своими изобретениями они решили посетить Всемирную выставку в Чикаго и увидели первые авто серийного производства немецкий «Бенц». Спустя 3 года упорной работы, 125 лет назад, на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (самой престижной в стране в то время) они представили свою модель автомобиля. Выставку курировал сам император Николай II.
Модель была настолько хороша для того времени, что разработками русских изобретателей пользовались в автомобилестроении по всему Миру в конце 19-го века. Машина была двухместна, весила около 300 кг, а разогнаться могла почти на 20 км/ч, имела 2 тормоза, складной верх.
Продажи авто в России начались лишь спустя год. Цена составляла около 1500 рублей, что в 2 раза меньше стоимости немецкой машины, но в 30 раз дороже лошади.
В 1898 году скончался один из основателей Евгений Яковлев и Петр Фрезе решил изменить немного устройство завода и заключил договор с французской компанией, с которой сотрудничал вплоть до 1910 года. После он решил основать собственную фабрику по производству автомобилей.
Спустя 100 лет после создания первого авто в Санкт-Петербурге была заложена ежегодная традиция проведения выставки «Мир автомобиля» в день создания отечественной машины. Также, в научно-техническом центре газеты «Авторевю» была воссоздана точная копия той самой модели. В выставке приняли участие не только отечественные производители, но и иностранные коллеги, всего около 60 тыс. участников. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин направил приветствие участникам юбилейной выставки в Санкт-Петербурге.