Святки — это время между праздниками Рождества и Крещения Господня. Особое отношение к этим дням мы находим в документах ещё IV-VI вв., примерно в этот же период впервые появляются колядки, и распространяются по всему миру. 16 января проходят предпразднества Крещения Господня. Как Церковь относится к гаданиям и можно ли погадать на Святки? И правда ли что в святки нечисть становится особенно опасной? Об этом читайте в нашем материале.
Как Церковь относится к гаданиям? На Святки можно погадать?
Церковь гадать не разрешает. Еще в Ветхом Завете гадания были категорически запрещены: не ворожите и не гадайте — строго предписывает книга Левит (Лев 19:26). А уже в новозаветную, христианскую эпоху людей, прибегающих к гаданиям, отлучали от Причастия. Например в Номоканоне — сборнике церковных правил — написано, что те, кто обращался к цыганкам, отлучались на 5 лет, а гадающие на бобах или ячмене — на 6 лет.
Только с виду гадания — это безобидная игра. Человек не знает, что именно происходит во время таких попыток предсказаний. Гадание — это «черный ящик», где на входе — некое действие, на выходе — результат в виде «предсказания судьбы» или какого-либо события. Если человек не верит в это вообще, то зачем он этим занимается? А если верит, то ему стоит задуматься, какая сила «предсказывает будущее». По мнению Церкви, любые попытки контакта с потусторонним миром вне общения с Богом — это обращение к бесам и дьяволу. Так что даже в «шуточных» гаданиях человек рискует обратиться к врагу рода человеческого, и внешне безобидные попытки узнать будущее могут привести к физическому и духовному вреду. Падшие ангелы не умеют предсказывать будущее, но во время гадания могут предложить человеку выгодный им сценарий поведения, который способен привести к плохим последствиям для людей и вызвать приступы страха или ложной надежды.
Святитель Василий Великий — один из самых известных православных богословов, говорил, что такое праздное любопытство по поводу будущего бессмысленно и вредно для человека. «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим, — писал он. — Какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное евангельским законом и ожидай наслаждения благами».
Говорят, что в святки нечисть становится особенно опасной. Это правда?
Из Священного Писания и жизнеописаний святых мы узнаем, что диавол всегда находится в активном поиске, стремясь уловить людей в свои сети. Апостол Петр сравнивает его с хищным голодным зверем. Трезвитесь, бодрствуйте, — пишет он, — потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5:8). Апостол же дает рекомендацию как противостоять этой угрозе. Противостойте ему твердою верою, — советует он (1 Пет 5:9). Таким образом, вера в Бога — надежное средство против диавольских козней. Однако под верой имеется в виду не просто теоретическое признание существования Творца, но вера, которая определяет всю жизнь человека, меняет его душевные качества, избавляет его от страха и неуверенности в завтрашнем дне, окрыляет и дает силы.
Священное Писание предостерегает нас от страха перед диаволом. Если мы спасены верой в Иисуса Христа и, будучи детьми Божьими, являемся наследниками Его Царства, то никакая нечистая сила не имеет над нами власти и не может причинить нам вреда. Не бойся, малое стадо, — говорит Спаситель всем христианам, — ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк 12:32). В это Царство, за стены которого не проникает никакая нечисть, мы можем войти уже при жизни — нужно просто очень хотеть этого и стремиться к нему. Оно реализуется в стяжании мирного духа и включенности в благодатное общение с Богом, когда человек, подобно апостолу Павлу, способен сказать: …уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал 2:20).
Нечисть всегда действует лишь там, где ей попускает Бог, обращающий даже злые замыслы падших духов ко благу людей. Из Евангелия следует, что по собственной злой воле бесы не могли вселиться даже в стадо свиней. О полной беспомощности нечистых духов авторитетно заявляет отец христианского монашества преподобный Антоний Великий, который несколько десятилетий противостоял бесовским искушениям в пустыне. Вот что он говорит: «Чтобы не бояться нам демонов, надо рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний, не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, но немедленно пользуется властью как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраков. Посему-то наипаче и должно их презирать, как — бессильных».
Что касается святочных дней — праздничного периода между Рождеством Христовым и Крещением Господним, — то церковного свидетельства об особой активности злых духов в этот период не существует. Возможно, такое мнение связано с тем, что на святках в народе было принято устраивать гадания, чтобы таким образом узнать будущее. Хотя всё это носило во многом шуточный характер, верующие понимали, что любые — даже несерьезные — попытки войти в общение с потусторонним миром вне общения с Богом представляют собой не что иное, как заигрывание с нечистью, и делают людей легкой добычей диавола. Кроме того, общая духовная расслабленность людей во время праздников, избыточное потребление алкоголя, участие в разного рода увеселительных и нередко небезупречных с нравственной точки зрения мероприятиях также облегчают бесам путь к душе человека. То есть дело не в том, что черти становятся активнее или опаснее, а в том, что мы сами предоставляем им возможность действовать среди нас.
По материалам foma.ru