13 ДЕКАБРЯ — АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

    Святой апостол Андрей был первым из учеников Иисуса Христа, а потому именуется Первозванным. После сошествия Святого Духа святой Андрей, подобно другим апостолам, отправился из Иерусалима проповедовать слово Божие в странах, прилегающих к Чёрному морю. Оттуда он пошёл к северу, в нынешнюю Россию, населённую в то время грубыми и суровыми скифами. Предание рассказывает, что апостол Андрей доплыл по Днепру до того места, где позже был основан город Киев. Поднявшись на гору, апостол водрузил крест и сказал своим спутникам: «На этом месте воссияет благодать Божия, воздвигнутся храмы Богу, и свет истинный изыдет на всю страну».

Как в Российской империи отмечали 

Рождество Христово и  Новый год

Сегодня Новый год – это ставший уже анекдотом салат «Оливье», разгуляй до утра, канонады из пиротехники… К Рождеству, которое по календарному казусу оказалось посленовогодним праздником, все подарки подарены, разносолы съедены, елки осыпались… Именно ХРИСТИАНСКИЙ смысл праздника полностью выветрился. А как традиционно в России праздновали Рождество Христово – главный зимний праздник – и Новый год? Вспомним из нашей живой истории.

     Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда юлианскому календарю), затем – Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1 января), и наконец Крещение (6 января).

     В старину готовились к праздникам заранее, самый главный день подготовки приходился на Сочельник – 24 декабря. Даже в нерелигиозных семьях, где пост соблюдался нестрого, в Сочельник обычно постились. В купеческих и мещанских домах пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды».

     После богослужения простой люд традиционно отправлялся колядовать, то есть ходить по соседским домам с песнями, прославляющими Рождество Спасителя. Само название – колядки – имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славили Христа и, как в древности, желали хозяину дома богатства и благополучия. Впрочем, коренные москвичи не употребляли слова «колядовать» – говорили «славить». Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» – пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа.

    В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота – билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом.

                                                            Источник: православие.ru

                                                                 (Продолжение следует).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности
Skip to content