Татарское землячество в Дубовском районе

Обеспечение межнационального и межрелигиозного согласия и сохранение культурного многообразия народов, которые живут в России, является неизменным и ключевым приоритетом, заявил президент РФ Владимир Путин.

#МЫ_ЕДИНЫ

«В нашей стране на протяжении веков в мире и дружбе живут представители разных национальностей. Традиции добрососедства и взаимоуважения, исторический опыт межкультурного взаимодействия – гордость и общее достояние народа России. И потому вопросы обеспечения межнационального и межрелигиозного согласия, упрочения единства, сохранения многообразия обычаев, языков и самобытных культур – в числе неизменных, значимых, ключевых приоритетов», — говорится в приветственной телеграмме участникам, гостям и организаторам Всероссийской научно-практической конференции «Россия: единство и многообразие», опубликованной на сайте Кремля.

Тема межнационального согласия актуальна как на федеральном уровне, так и на муниципальном.

Дубовский район один и самых многонациональных районов Ростовской области. Здесь бок о бок живут, трудятся, воспитывают детей и внуков русские и чеченцы, турки и даргинцы, украинцы и молдаване, армяне и белорусы, всего представители 40 национальностей проживают на территории Дубовского района.

Вместе в годы Великой Отечественной войны они защищали Родину, восстанавливали родное село в послевоенные годы, трудовыми подвигами прославляют Дубовскую землю в настоящее время.

В 2016 году на территории Дубовского района, при поддержке правительства Ростовской области, Ростовским региональным отделением Межрегиональной общественной организации «Общество дружбы и сотрудничества с Арменией» был реализован проект «Родительский дом – начало начал». Программа была направлена на пропаганду семейных ценностей, нравственных устоев, формирование любви к своей малой родине, к родной земле, к традициям культур и народов, проживающих на ней.

По итогам программы была издана книга, состоящая из трех глав. В первой размещены рассказы о жителях Дубовского района Ростовской области, которые своим трудом, семейным укладом, личными достижениями совершенствуют и украшают наш край, вносят достойный и значимый вклад в созидательное развитие жизнедеятельности региона, межнациональное взаимопонимание и сотрудничество народов Дона. Во второй и третьей размещены рассказы, рисунки детей и подростков, которые через свой индивидуальный мир возрастного восприятия, полученные знания рассказывают о родственниках, красотах родного края, праздниках и значимых событиях своих поселков и Дубовского района.

Авторы детских рассказов и рисунков – участники конкурса «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ – НАЧАЛО НАЧАЛ», проведенного в Дубовском районе Ростовской области в 2016 году Ростовским региональным отделением Межрегиональной общественной организации «Общество дружбы и сотрудничества с Арменией». Конкурс проводился совместно с Администрацией и отделом образования Дубовского  района, Институтом социологии и регионоведения ЮФУ, представителями институтов гражданского общества при финансовой поддержке Правительства Ростовской области, благотворительной помощи Благотворительного фонда «Николая Чудотворца» Ростовской области.

Книга предназначена для широкого круга читателей. Но вышла ограниченным тиражом, поэтому коллективом редакции газеты «Светоч» было принято решение дать возможность более широкой аудитории ознакомиться с историей и судьбами людей, создававшими историю Дубовского района.

И первый материал, с которым мы бы хотели познакомить нашего читателя, посвящен истории татарского землячества в Дубовском районе.

Татарское землячество в Дубовском районе

Т.П. Нурхабинова

В очерке использованы материалы по истории заселения территории Дубовского района татарами Мянсура Ибрагимовича Сулейманова, материалы статьи Валерия Александровича Дронова «Хочешь яблоки – ухаживай за яблоней» районная газета «Светоч» от 10.07.12, материалы статьи Елены Николаевой «Гордиться славою своих предков» районная газета «Светоч» от 04.04.2014 года, личные семейные архивы.

История заселения татарами территории Дубовского района поучительна для исследователей проблем решения национального вопроса.

В 1865 году, после отмены крепостничества, из шести деревень Пензенской губернии 480 татар переселились в Астраханскую губернию. Инициатором и вожаком был Бахтияр Тяпаев, в его честь назвали новое село – Бахтияровка, а рядом основалось село Маляевка, ибо первый дом здесь заложил дед Малик. Сейчас это окрестности города Ленинска Астраханской области. К концу XIX века Бахтияровка стала большим и богатым селом на 500 дворов, выстроили две мечети, школу, много деревянных домов, что по тем временам — редкость.

Все это стало возможным благодаря трудолюбию и самостоятельности татарских крестьян. Каждое лето астраханские овощеводы-татары переправлялись со своими верблюдами через Волгу и следовали на Дон, на обработку огородов, ехали в Дубовский, Котельниковский, Обливский, Зимовниковский и другие районы. На территории нашего района было шесть казачьих станиц – Атаманская, Баклановская, Андреевская (ранее — хутор Плетнев), а также калмыцкие казачьи станицы Чунусовская, Потаповская и Эркетиновская. Татары чаще всего арендовали землю у калмыцких казачьих обществ.

Обычно останавливались у берега реки, делали бараки для жилья. Нанимали работников, распахивали участки под огороды, ставили чигири (это устройство в виде колеса с ковшами, черпаками, приводили его в действие верблюды, которые ходили по кругу). В казачьих станицах имелись умельцы по устройству подъемников, опытным мастером был Егор Сам-сонович Горелкин, он также построил несколько ветряных мельниц. Делянки менялись каждый год, благо, целины около Сала хватало с избытком.

Вдоль реки, в районе нынешних хуторов Холостонyp, Сиротский, Новосальский, находились калмыцкие стойбища Болдырь, Худжурта, Холуста, экономия Шавелькина. Их основали конезаводчик Шавелькин и другие калмыцкие владельцы конных табунов. Одним из первых поселенцев в этих местах стал Сялимжан Ганиевич Абузяров. Он был признанным мас-тером по устройству плотин, рядом работали два сына – Алимжан и Ряхимжан. На верблюжьих арбах возили глину, нанимали рабочих на устройство запруды с водоотводом на случай паводка, получался вместительный водоем. Осенью продавали урожай, рассчитывались с работниками, с арендой и уезжали обратно в Бахтияровку и Маляевку. Сзади арбы привязывали верблюда, которого за лето специально откармливали на мясо. Весной все повторялось снова.

Умерших везти в дальний путь было невозможно, покойников обычно хоронили у реки, в местах, не пригодных для пастбища. Освящали место молитвой и делали первое захоронение, после чего продолжали погребать и умерших из других бригад. Татарское кладбище до сих пор стоит в стороне от православного.

Во время Гражданской войны татары, не ввязываясь в конфликты и боевые действия, продолжали заниматься огородами.

Поволжье охватила засуха. Не для всех удачными оказались и годы НЭПа. В некогда богатых Бахтияровке и Маляевке наступили тяжелые времена. Многие семьи решили выехать в места, где раньше возделывали огороды под руководством своих зажиточных родственников. В Дубовский район организованно переехали Нурхабиновы, Дубины, Сундуковы, Измайловы, Абубекеровы, Тяпаевы, Барановы, Бальбековы, Мукменевы, Ижбердеевы, Ханбековы, Яваевы, Бадаевы, Абузяровы, Тюменевы, Сулеймановы.

Из приехавших татар по решению местных властей создали колхоз «Мусульманский труд». Председателем избрали немца П.П. Уриха, он был активным участником Гражданской войны, ранен в руку, награжден орденом Красного Знамени. Землю для татарского колхоза выделили за хутором Гуреевым, на левом берегу реки Сал, жили здесь же, в бараках.

Лето проработали, урожай вырастили, а зимовать – негде, в Гурееве был свой колхоз. Поэтому власти предложили татарам переехать на Кубань, в станицу Старощербиновскую. Выделили состав с паровозом, и весь колхоз с инвентарем поехал в 1932 году, незнамо куда. В станице поселили в домах раскулаченных и высланных казаков. Переселенцам предоставили льготы по приобретению по низкой цене продуктов, других товаров. В первый же год вырастили на черноземной кубанской земле хороший урожай овощей. Бригадиром работал Ибрагим Садретдинович Сулейманов. Он имел 6 классов образования русской школы и несколько классов татарской, где обучение велось на арабском алфавите, грамотный, образованный человек, хорошо говорил по-русски. Ибрагима Садретдиновича избрали членом правления колхоза, затем направили на курсы счетоводов-бухгалтеров в город Ейск, которые он успешно окончил.

В благодатном климате получали хорошие урожаи, жизнь стала налаживаться. Но тут стали возвращаться или убегать из ссылки местные жители. Они беспокоили татар, били ночью окна в домах, угрожали, а то и просто требовали: «Азиаты, уезжайте из нашей станицы». Жить стало невозможно. Татары решили покинуть это место, вернуться в Дубовский район, где национальный вопрос был не таким острым, сказывалось многолетнее сосуществование на одной земле донских казаков, калмыков, русских, украинских и белорусских переселенцев.

Послали члена правления колхоза Файзрахмана Тяпаева, чтобы нашел подходящее место. Выбрали хутор Ивановку, расположенный напротив Щеглова (на территории Зимовниковского района), здесь пустовало несколько хат. В 1933 году колхоз в полном составе переехал на новое место жительства.

В голодные годы питание было организовано по карточкам, все остальные источники продовольствия – под строгим контролем. Правление колхоза решило забить на общественное питание яловую корову, о чем стало известно в районе. В колхоз приехали прокурор, судья и судебный исполнитель, устроили показательный суд. Членов правления и председателя П.П. Уриха осудили, они оказались на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Оттуда осужденные написали письмо председателю Президиума ЦИК СССР М.И. Калинину. Дело было пересмотрено, их освободили. В начале войны сын Уриха Петр был уже призывником, однако вместе со всеми немцами его выслали в Сибирь.

Вскоре колхоз распался, многие семьи разъехались по другим хуторам, где их принимали с удовольствием, решали вопросы с обустройством. К тому же в самих колхозах были необходимы овощи, так как на трудодни выдавали картофель, капусту, помидоры и прочую огородную продукцию. Трудолюбивые и способные к работе на земле, татары пришлись «ко двору». Сначала отстраивали рядом с рекой бараки и жили при огородах, потом постепенно переселялись в хутора.

Ибрагима Садретдиновича Сулейманова пригласили организовать огородную бригаду в колхозе «Новая жизнь», что в хуторе Новосальском, сюда он переехал вместе с семьей. Поселились на левом берегу реки Сал между хуторами Марьянов и Гуреев. В Ивановку поехали Барановы, в Марьянов – Абубекеровы, в Эркетиновскую – Моисеевы, в Кудинов – Нурхабиновы, в Гуреев – Сундуковы, в Щеглов – Нурхабиновы и Бадаевы, в Кравцов – Дубины, в Романов – Абубекеровы. Между хуторами Сиротским (ныне совхоз «Комиссаровский) и Балдырем находился производственный участок «Второй приогородный» военного конного завода № 2. Рядом был участок «Третий приогородный», который принадлежал ВКЗ №3 («Присальский»), где было все благоустроено, организовали магазин. Эти татарские поселения существовали вплоть до конца пятидесятых годов. Так во многих колхозах Дубовского района обосновались татарские семьи.

Представители татарского землячества за работой

С местным населением у татар сложились дружеские, деловые отношения, о каких-либо национальных конфликтах и слыхом не слыхивали. Среди молодежи стали встречаться межнациональные браки, что еще сильнее сплачивало татар с коренными жителями.

Такой семьей стала и наша, в которой выросли мы с моим братом Михаилом. Наш отец – Нурхабинов Павел Михайлович (сын Нурхабинова Михаила Исаевича и Шариповой Софьи Исаевны). Его детство прошло в хуторе Кравцове, потом семья переехала в хутор Мирный, где мой дед Михаил Исаевич работал управляющим. После окончания школы папа поступил учиться в Константиновский сельскохозяйственный техникум. Служил в армии в городе Баку, участвовал в уборке урожая на целине. Работая ветеринарным врачом, заочно продолжил обучение в Харьковском зооветеринарном институте.

Нурхабинов Павел Михайлович

Папа всегда стремился повысить свой профессиональный уровень, узнать новое в профессии. Мы с братом самого раннего детства наблюдали за тем, как папа лечил животных от разных болезней, и даже принимали в этом участие. Наверное, отсюда и моя большая любовь и трепетное отношение ко всем живым существам, которую я сейчас стараюсь привить и своим детям. Наша мама – Марченко Лариса Ивановна (дочь Марченко Ивана Стефановича и Шиленко Татьяны Федоровны) родилась на Украине. Наши бабушка с дедушкой познакомились в Одессе, Татьяна Федоровна там училась, а Иван Стефанович служил на Черноморском флоте. Затем с семьей жили долгое время в Казахстане, поднимали целину, но все же вернулись на Родину отца Ивана Стефановича в село Дубовское.

Марченко Лариса Ивановна

Мама после школы окончила Волгоградскую сельскохозяйственную академию, по специальности зооинженер. Но, несмотря на выбранную профессию, она творческий человек. Учась в школе и в институте, успешно занималась хореографией, пением, актерским мастерством. После замужества, переехав в хутор Мирный, работала в сельском доме культуры художественным руководителем. От мамы мне и передались интерес и любовь к творчеству. Поскольку соединились две семьи с разными обычаями и традициями, в нашем доме дружно прижились традиции обеих семей. Я хорошо помню, как в праздник Ураза-байрам в доме у бабушки Сони собиралась вся семья, она пекла свои фирменные «перемеча» (открытые пирожки с мясом), варила «домашнюю» лапшу, предварительно сама выкатывала тесто, мелко нарезала, затем она долго сушилась. Пекла «хворост», готовила «калмыцкий» чай.

А у моей бабушки Тани, украинки по национальности, были свои кулинарные секреты. До сих пор помню вкус ее пирожков с вишней, украинский борщ, да и все, что бабушка ни готовила, казалось самым вкусным на свете!

Помню, как тщательно готовились к праздникам Светлой Пасхи, Рождеству Христову. Любили широкую масленицу, и не только в нашей семье, но и во всем многонациональном хуторе. В Мирном в праздник масленицы устраивались народные гуляния, с блинами на улице, песнями и хороводами вокруг чучела Зимы.

Очень серьезно готовились к празднику Победы в Великой Отечественной войне: проводились субботники по благоустройству памятных мест, учили стихи и песни военных лет, ставили театральные постановки. На митинг, посвященный Дню Победы, шли всем хутором.

Начинаю вспоминать свое детство, юность, и чувствую себя счастливым человеком. Сколько было всего интересного! Спасибо за это моим родителям, учителям и всем людям. И если бы мне предложили родиться заново и выбрать самой где, я бы ни за что на свете ничего не стала бы менять! И уже став самостоятельной, и покинув родительский дом, когда я чувствую физическую, эмоциональную и духовную усталость, я возвращаюсь туда, в родные стены, дышу родным степным воздухом, вижу родные бескрайние степи, и память о самом хорошем и родном дает мне силы двигаться дальше, навстречу новым открытиям и свершениям.

На весь район славились династии овощеводов-татар Сундуковых, Ижбердеевых из «Восточного» и «Андреевского», к старейшине, бригадиру овощеводческой бригады в хуторе Гурееве, Тагиру Алиевичу Сундукову за советом шли люди со всей округи.

В хуторе Ново-Сальском в 1936 году овощеводческую бригаду возглавлял Ибрагим Садретдинович Сулейманов. Прошли десятилетия. В этом же хуторе управляющим отделением № 2 совхоза «Андреевский» в 1987 году начал трудиться его сын – Сулейманов Мянсур Ибрагимович. Производственный участок в течение 14 лет его руководства был одним из лучших в районе, неоднократно поощрялся наградами областных и районных органов руководства.

Брат Мянсура Ибрагимовича – Фярит Ибрагимович Сулейманов – живет в селе Дубовское и возглавляет татарское землячество Дубовского района. Он входит в состав Консультативного совета при Администрации Дубовского района по межнациональным отношениям. Принимает активное участие в общественной жизни района. Представители татарского землячества с большим энтузиазмом принимают участие в реализации социально-значимых проектов и программ.

Абубекерова Рамзия Максутовна с поисковиком-краеведом Тереховым Александром Викторовичем

Говоря о представителях татарского землячества, которые внесли и по сей день продолжают вносить достойный вклад в развитие Дубовского района, нельзя не рассказать о Рамзие Максутовне Абубекеровой, которая проживает в Дубовском районе с 50-х годов.

Абубекерова (Азеева) Тайбя Абдрахмановна

Ее мама – Абубекерова (Азеева) Тайбя Абдрахмановна – была родом из Астрахани. После школы она окончила курсы машинисток. В 1942 году ее призвали в ряды Советской армии. Тайбя Абдрахмановна была направлена в 36-ю гвардейскую стрелковую дивизию в оперативный отдел машинисткой. 26 марта 1943 года была тяжело ранена около станции Валуйки. У детей до сих пор хранится справка об осколочном ранении их матери. Восемь месяцев лежала в госпиталях городов Тамбова, Уфы, Сталинска. С того времени инвалид второй группы. Завершила лечение в Астрахани в военном госпитале инвалидов войны. 25 ноября 1943 года освобождена от воинской обязанности. После войны работала машинисткой, кассиром. В 1949 году вышла замуж и переехала в село Дубовское. Трудилась няней в детском саду до ухода на пенсию. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова, юбилейными медалями. Ветеран труда.

Абубекеров Максут Зайнулабеддинович

Отец Рамзии Максутовны – Абубекеров Максут Зайнулабеддинович – родом из села Капьяр Астраханской области. Во время войны был мобилизован на Центральный фронт. Наводчик гаубичного артиллерийского полка второй батареи. За отличные показатели в боевой и политической подготовке присвоено воинское звание – ефрейтор (приказ № 0236 от 18 ноября 1946 года). Демобилизовался в этом же году. Был награжден медалью «За победу над Германией».

Дети Абубекеровых до сих пор бережно хранят не только красноармейские книжки, но и другие документы своих родителей. Они бережно хранят память о своих предках, традиции своего народа, своей семьи и с большим трепетом передают их молодому поколению. Рамзия Максутовна до сих пор хранит Коран, доставшийся ей от мамы. А ее маме священная книга досталась от ее деда. Рамзия Максутовна интересуется своими корнями, составляет генеалогическое древо семьи Абубекеровых и Азеевых.

Рамзия Максутовна работает в Дубовской средней школе заведующей библиотекой. Она пользуется большим уважением среди коллег, и легко находит общий язык с каждым учеником. Она открытая, доброжелательная, отзывчивая, общаться с ней одно – удовольствие!

Рамзия Максутовна ведет активную краеведческую деятельность. Она собирает информацию о родном крае, интересных и заслуженных людях Дубовского района. Регулярно публикует собранные материалы в районной газете «Светоч». В 2006 году по ее инициативе был создан гражданско-патриотический клуб имени Героя Советского Союза М.Ф. Потапова. Накопленный за годы исторический материал лег в основу создания музея. И 9 декабря 2013 года, в День Героев Отечества в торжественной обстановке был открыт школьный музей.

Музей создан для того, чтобы способствовать формированию у детей гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, обретению и развитию практических навыков поисковой, исследовательской деятельности, поддержанию творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре, истории нашего народа, нашей страны и малой родины. Потому как, только заполнив пробелы знаний в истории, сформировав глубокое уважение к подвигам предков ради мира на всей земле, воспитав толерантное отношение к людям других национальностей, воспитав непоколебимое чувство гордости и любви к своей Родине и людям, мы сможем противостоять таким явлениям в современном мире, как терроризм и все, что с этим связано.

Наш корр.

Светоч - новости Дубовского района
Добавить комментарий