Конечно, не один день, не одна неделя, а целых пятьдесят дней — чуть больше семи недель с тех пор, как ученицы Христа впервые увидели пустой гроб и услышали о Воскресении Господа из мертвых. Эти пятьдесят дней стали подготовкой к тому великому моменту, когда эта весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали скрываться и вышли на проповедь Евангелия — это праздник Пятидесятница или день Святой Троицы, когда тысячи слушателей услышали их слова.
Именно в этот день — на пятидесятый после Пасхи — родилась Церковь, та, которая хранит веру уже более двадцати веков. Та, к которой принадлежим и мы с вами.
Светлая седмица: 21–26 апреля — Пасха Воскресения
Знаете ли вы, что в древней Церкви Светлая седмица называлась Пасхой Воскресения?
В первые три века христианства название «Пасха» использовалось для обозначения двух недель: предшествующей Воскресению Христову и следующей за ним. Первую называли Пасхой Крестной или Страстной, а только после Собора в 325 году ее стали именовать Страстной седмицей. А вот День Воскресения Спасителя — это и есть Пасха, название, которое закрепилось на Вселенских соборах.
Чем же отличается это особое время от обычных дней и иных праздников?
Это настоящий праздник радости, отражающийся во всей церковной жизни! Например, если во время Великого поста пение уступает место чтению psalмов, то на Пасху и Светлую неделю даже богослужения, обычно состоящие из чтения, наполняются торжественными песнопениями.
Что меняется в нашей повседневной жизни?
Мы оставляем привычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо него в первую неделю после Пасхи читаем Пасхальные часы. Во время Светлой седмицы отменяется пост по средам и пятницам, а также все земные поклоны. Исключаются покаянные молитвы из богослужений, и каждый день совершается торжественный крестный ход.
Это время — особое, наполненное ликованием и торжеством, которое мы переживаем вместе с Церковью и во Христе.
Зачем все это делается? Отчего тут радость? Оттого, что не нужно исполнять тягостную обязанность подолгу и внимательно молиться и бить поклоны?
Дело, конечно, совсем не в этом. Во-первых, после напряжения поста, особенно Страстной недели, Церковь дает христианам столь необходимый отдых и послабление. А во-вторых, основное содержание этого времени — торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством — льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце.
Обратите внимание: ведь даже обычно закрытые Царские врата алтаря всю Светлую седмицу остаются открытыми, в знак того, что для человека снова открыты двери Домой, к Отцу.
Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16–18).