К 100-летию Дубовского района и его достопримечательностях…
Жители села свыклись с сигналами электровозов, с шумом движения поездов. Создаётся впечатление, что так было всегда. Но наша железная дорога ещё молода. Ей всего около 130 лет.
Во время Великой Отечественной войны шла война на рельсах.
В конце 1941 г. со ст. Котельниково вышел воинский эшелон, перевозящий курсантов Молотовского Военно-Морского, авиационно-технического училища и Сталинградского политического училища. В районе Минаевского разъезда эшелон настигли девять немецких бомбардировщиков Ю-88. Налёта никто не ожидал, да и приняли издалека за советские. Подойдя ближе, самолеты взяли состав в «вилку», одни расстреливали эшелон, другие — выбегающих из вагонов. От бомбардировки пытались спастись в степи, но на поле чёрная одежда не прятала от вражеских пуль и снарядов. Поле вокруг насыпи было усеяно убитыми и ранеными людьми. Раненых увезли в село Дубовское, погибших похоронили в братской могиле около разъезда Минаевский, её местонахождение неизвестно.
На ст. Ремонтная стоял эшелон с эвакуируемыми. Пока шла заправка паровоза водой, они сновали вдоль состава в поисках пищи, местные жители обменивали скудную еду на нужные им вещи. Вдруг раздался гудок паровоза, в небе появились «Юнкерсы» и начали бомбить эшелон. Люди высыпали из вагонов и побежали в сторону от станции, в сад. Много погибло, их останки были везде, в том числе на деревьях. В этом бывшем саду, его называли Казённым или Городским (напротив района нефтебазы), и находилось захоронение.
Бронепоезд №2 дислоцировался на ст. Куберле, 1 августа началась интенсивная бомбардировка, отступили в направлении Ремонтной. У разъезда Сал вступили в бой с превосходящими силами противника, схватка продолжалась целый день. Пошли на Ремонтную, и тут выяснилось, что отступающие части РККА взорвали железнодорожный мост. Команду бронепоезда атаковала колонна из 24 танков, бой шёл до последнего патрона и снаряда. Расстреляв более 500 снарядов, уничтожили четыре танка. Пришлось биться против самоходных орудий, пикирующие бомбардировщики Ю-87 в течение суток бомбили трижды, разбили три пушки из четырёх. Когда расстреляли все боеприпасы, командир приказал бойцам покинуть состав. На полной скорости, спрыгнув на ходу, он направил бронепоезд в реку Сал. Экипажу удалось уйти в степь на немецкой грузовой автомашине, случайно стоявшей возле железной дороги.
На станционных рельсах находились госпитали, здесь действовал эвакопункт № 173, входящий в состав 5-й Ударной армии. С января 1943 г. дислоцировался эвакуационный госпиталь №5072, который работал по июнь. В тупике стояли два вагона, оборудовали операционную, раненые и больные располагались в здании склада райпо, около железнодорожного переезда. Медперсоналу приходилось трудиться сутками, да ещё и под бомбёжкой немецких самолётов. Ели на ходу, спали по 2–3 часа, валились прямо на рабочих местах. В период зимне-летних операций госпиталь возвратил в строй около 3 тысяч раненых.
На площади перед зданием станции были похоронены солдаты, умершие в Госпитале. В 1959 г. установили памятник. Через 72 года после захоронения имена десяти воинов удалось восстановить. Это стало итогом работы местных краеведов под руководством исследователя А.В. Терехова. Поисковики нашли родственников, которые приехали почтить память воинов. В районе переезда, где дислоцировались медицинские учреждения, в 2017 г. установили памятник бойцам, умершим в госпиталях и погибшим при освобождении с. Дубовского.
После войны юноши выезжали в г. Котельниково, где учились в Ремесленном железнодорожном училище, трудились сначала кочегарами паровозов, затем помощниками машинистов, машинистами паровозов, тепловозов. Железнодорожники всегда были обеспеченнее, чем крестьяне. У них наладилась своя торговля, из г. Сальска приходила вагон-лавка. На каждую семью отпускали продукты: масло сливочное, маргарин, хлеб, мука, крупы, многое другое. Выдавался бесплатно уголь, два бесплатных билета в год по Северо-Кавказской железной дороге и один — по всей стране. Стал приходить вагон-клуб, со всего с. Дубовского приходили зрители, за 20 копеек смотреть фильмы. В Красном уголке станции дети выступали с концертами, коллективом руководил В.С. Штепа. Со всего района на ст. Ремонтная съезжались представители мужского населения — выпить в станционном буфете разливное пиво, а то и приложиться к чему покрепче.
На ст. Семичная после войны вырастили новый сад, построили Красный уголок, где провели турнир шахматистов, лучших результатов добились Железцов, Ильяшенко, Марченко.
На разъезде «205-й километр» устроили живописный пруд, любимое место отдыха жителей х. Семичный. Его основали ещё в начале XX в., когда строители соорудили в балке большую насыпь, сделали перепускные сооружения, огромный, по всей длине насыпи, тоннель. До сих пор неясно, как можно было одними только тачками воздвигнуть такое внушительное сооружение.
В окрестностях водоёма образовалась изумительной красоты роща, с дамбы можно нырять в тёплую, чистую воду.
Железная дорога занимала значительное место в жизни дубовчан. Мимо населённых пунктов громыхали товарные и пассажирские поезда, ведомые самыми мощными паровозами в Европе: ИС («Иосиф Сталин»), серии Э-Р («Эшка»), ФД («Феликс Дзержинский»). Кроме дальних поездов ежедневно курсировали межобластные маршруты Ростов – Поворино и Волгоград – Краснодар. Они следовали не спеша, но зато со всеми остановками: разъезд Сал, ст. Ремонтная, разъезд Минаевский, ст. Семичная, разъезды «205-й км», Мелиоративный.
Процессы автоматизации на железной дороге сделали ненужным существование посёлков-разъездов Мелиоративный, Минаевский, Сал. Участок железной дороги Волгоград – Котельниково – Сальск был электрифицирован. С постройкой второго железнодорожного полотна выросла скорость поездов. Через ст. Ремонтная в летний период курсируют 32 пассажирских поезда. Кроме дальних поездов ежедневно курсировали межобластные маршруты Ростов – Поворино и Волгоград – Краснодар. Они следовали не спеша, но зато со всеми остановками: разъезд Сал, ст. Ремонтная, разъезд Минаевский, ст. Семичная, разъезды «205-й км», Мелиоративный.
Процессы автоматизации на железной дороге сделали ненужным существование посёлков-разъездов Мелиоративный, Минаевский, Сал. Участок железной дороги Волгоград – Котельниково – Сальск был электрифицирован. С постройкой второго железнодорожного полотна выросла скорость поездов. Через ст. Ремонтная в летний период курсируют 32 пассажирских поезда.
На железной дороге трудились замечательные люди, ответственные работники. В военное время служба на железнодорожном транспорте была зачастую смертельно опасной. Начальника ст. Ремонтная И.Т. Моисеева за перевозки военных грузов наградили орденом Ленина. Дорожный мастер Куберлеевской дистанции пути работник станции Н.И. Кубраков удостоен звания «Заслуженный работник транспорта РСФСР».
Железная дорога была и остаётся основным звеном перевозки грузов и пассажиров. Исторически она составляет основу сохранения территориального единства, государственности России.
Указ Николая II «Об отчуждении земель и имущества, потребных для сооружения железнодорожной ветви от станции Тихорецкая до Царицына» был издан в 1895 году При разработке проекта не была учтена одна особенность: ветка будет проходить по землям, принадлежащим казачеству. Некоторые хутора взбугрились: «Как так, без нашего согласия строить дорогу?» Казаки собирались группами и звали атаманов к защите их интересов. Было оформлено постановление о переносе строительства железной дороги от реки Дон на 30 вёрст восточнее. Старожилы упоминали, что новый вариант строительства предусматривал пройти через слободу Ильинку, но местные жители тоже были против, и колея прошла в версте от малозаселённого х. Дубовского.
Первыми (до 1897 г.) были выстроены полустанция Семичная и станция Ремонтная. Сначала она назвалась Сальская. В 1904 году её переименовали, так как здесь производился ремонт вагонов. На расстоянии 2 км от Семичной находился бывший кош помещика Семничанского. От него и нарекли вновь построенную железнодорожную станцию. Кстати, станция Зимовники тоже первоначально называлось Калмыцкая, по наименованию близлежащего хутора.
Паровозные котлы потребляли много воды, но на всей дистанции от Куберле до Котельниково она была солёной, топки преждевременно изнашивались. Родниковая вода, необходимая для паровозов, имелась только на ст. Семичная, в балке Комиссарова. На дне её выстроили искусственный пруд, откуда насосом по водопроводу длиной 1,5 км вода подавалась на башню станции. На ст. Ремонтная также были произведены капитальные работы по снабжению водой: в р. Ерик выстроили искусственный пруд, сделали глухую земляную плотину, возвели водокачку.
На р. Сал построили два каменно-железных моста и один деревянный, на р. Ерик — пять каменно-железных и четыре деревянных, на балке Яблоновой каменный и шесть деревянных. На балке Семичной соорудили каменную трубу и 10 деревянных мостов. Бутовый камень для их возведения завозился из г. Новороссийска.
Для обеспечения связи завезли самопишущие аппараты систем Морзе и Бодо.
Каждая станция была оборудована мебелью: столы, стулья, комоды, шкафы, диваны, скамейки, умывальники, зеркала. В смете не забыли про часы, колокола, термометры, лампы, фонари и конторку для жалобной книги. Даже выделили деньги на приобретение двух икон.
На ст. Ремонтная работал лечебный пункт. Им руководил А.М. Кальницкий. Пункт оснастили аптекой, дезинфекционным аппаратом, носилками. Все пассажирские поезда оснастили аптечками и носилками.
Своих паровозов не было, покупали фирмы Геншель в Германии, Балдвина в Филадельфии. Пассажирские вагоны производили в Главных ростовских мастерских. Товарные вагоны закупались импортные (Барни, Левенштейн), а также отечественные, изготовленные на Путиловском и Брянском заводах.
Вся земля, которая входила в зону отчуждения, оплачивалась по установленным ценам. Обществу крестьян слободы Ильинки за 3,1 версты линии выплатили 2 723 руб. Крестьяне слободы — Иосиф и Семён Трофимовы, Григорий Иванов, Прокофий Мартынов, Ченцовы за 131 погонных сажени под степью получили 329 руб. За отчуждение участка под железную дорогу в районе х. Кравцова станице Баклановской возместили 2 905 руб. За свои земли под лугом, пашней, огородами на р. Ерик крестьянин Я.Г. Кравцов (основатель хутора) получил 219 рублей.
На участке было сооружено 11 будок. В каждой проживало по нескольку семей. Они учитывались как отдельные населённые пункты. На ст. Ремонтная выстроили четыре жилых дома, в Семичной — три, которые были обнесены изгородью. Построили коровники, погреба. На каждой станции разбили сад. Всё строилось надёжно, прочно, с гарантией на долгие годы. Постройки имеют продуманную комплексную архитектуру, что вызывает уважение и сегодня.
Взбудоражив вековую глушь могучим басовитым приветствием, 10 октября 1897 г. паровозный гудок возвестил о существовании Владикавказской железной дороги. Из г. Царицын до ст. Двойная мимо Ремонтной прошёл первый поезд. Взглянуть на огнедышащее чугунное диво, бегущее по стальным рельсам без посторонней помощи, собрались жители станиц и хуторов. В строй дорога полностью вступила 9 апреля 1899 г.
На отрезке станций Семичная – Ремонтная следовало в среднем по 12 поездов в день, всего за 1915 г. – 4 556 поездов, в том числе по две пары пассажирских и почтовых. На ст. Ремонтная в 1913 г. было отправлено-принято 33 тысячи пассажиров, отправлено-принято груза на 939 660 пудов, т.е. 15 тыс. тонн, на Семичной – 2,4 тыс. пассажиров, 162 тонны грузов.
Особое значение дорога имела для специальных мероприятий. По мобилизационному плану следовало перевозить казаков первой и второй очереди Сальского, 1-го и 2-го Донского округов. Для этого на всех 11 станциях ветки соорудили платформы. На станции Ремонтная их было пять.
На Ильинском участке (от ст. Куберле до Котельниково) утвердили солидный штат работников: начальник, четыре прораба, три техника, два счетовода, два чертёжника, восемь конторщиков, переписчик, кассир, четыре кладовщика, три сторожа. Все служащие получали неплохие оклады. В месяц начальник участка зарабатывал 486 руб. – огромные по тем временам деньги. Техники получали по 129 руб. Эта сумма больше, чем вознаграждался труд учителя церковно-приходской школы. Станцией Ремонтная руководил начальник О.О. Будрецкий. Начальнику ст. Семичная К.В. Нечаеву в 1916 г. за 35-летнюю «долголетнюю, полезную и усердную службу» была выдана премия 678 рублей.
Во время Первой мировой войны был объявлен кружечный сбор в пользу больных и раненых Воинов. В сентябре 1914 г. на ст. Ремонтной собрали 129 руб. 79 коп., на Семичной – 26 руб. 33 коп.
После пуска ветки жители поняли важность железной дороги. С появлением новой станции начинается и развитие Дубовского. Железная дорога существенно ускорила развитие региона.
Когда разразилась Гражданская война, направление операций через станции Зимовники – Гашун – Ремонтная – Семичная было одним из основных. Здесь находился стык, значимый участок пересечения интересов воюющих сторон. Важнейшее значение имел естественный рубеж – железнодорожный мост через р. Сал в районе х. Барабанщикова.
Председатель военного Совета Северо-Кавказского военного округа И.В. Сталин, военком Северо-Кавказского военного округа А.Е. Снесарев и командующий фронтом К.Е. Ворошилов 15 июля 1918 г. прибыли на ст. Ремонтная. Совещание происходило в небольшом железнодорожном флигельке. По воспоминаниям старожилов ныне это дом №3 по ул. Железнодорожной (возможно, это здание, которое не сохранилось). Обсудили основной вопрос — преобразование краснопартизанских отрядов в регулярные части РККА.
Во время отступления на г. Царицын красные взорвали железнодорожный мост на р. Сал. Начальником разъезда работал Осип Дубягин. Работники разъезда держали нейтралитет, да и трогать их той или иной стороне было не с руки, слишком большую роль играли железнодорожные перевозки. Белые раздобыли шпалы, соорудили посередине реки опору, положили на неё рельсы, чтобы обеспечить проезд бронепоезда. Работы вели пленные красноармейцы и железнодорожники. Ночью они опору сожгли. Из оставшихся брёвен белые соорудили виселицы и повесили семерых пленных. Строители провели в холодной воде несколько ночей, О. Дубягин простудился и умер. Красноармейцев похоронили на левом берегу р. Сал, на деревянном обелиске поставили дощечку с фамилиями захороненных. Немцы в 1942 г. бомбили железнодорожный мост, не попали, но одна бомба угодила в памятник и уничтожила обелиск.
Для улучшения обслуживания грузовых потоков в 1929 году были выстроены новые железнодорожные разъезды Мелиоративный и Минаевский.
В конце 1950-х годов основали новый ж/д разъезд Сал. Жители хутора Кравцова теперь «прямо у порога» могли сесть на местные (межобластные) поезда.