Автобусное сообщение между пос. Зимовники и с. Дубовское было открыто в 1976 году. Дорожники оборудовали между шоссейным и железнодорожным мостами через р. Сал автомобильную стоянку и установили смотровую вышку, с которой открываются изумительные виды на Сальскую долину. Со временем это прекрасное наследие советской власти пришло в упадок, вандалы сорвали с вышки часть перил, пробили крышу, сооружение больше не видело краски со дня своего основания. В настоящее время дорожники ведут ремонт шоссейного полотна.
Хотелось бы, чтобы к 100-летию Дубовского района автомобильная площадка приобрела цивильный вид с оборудованным контейнером для бытовых отходов, ведь на ней останавливаются не только наши рыбаки, но туристы, едущие на юг из Забайкалья, Сибири и Поволжья. Не хотелось, чтобы у гостей Дубовского района ассоциировалась с ним картина разора и неустроенности!
От автомобильной площадки туристы могут спуститься вниз к реке или подняться по лестнице на железнодорожный мост. На нём имеются ограждённые пешеходные дорожки вдоль путей и «карманы», с которых можно делать красивые снимки окрестностей. Железнодорожный мост через р. Сал был сооружён в 1898 году во время строительства железнодорожной ветки Тихорецкая – Царицын (н/в г. Волгоград) Владикавказской (н/в Северо-Кавказской) железной дороги. Она начала функционировать в 1899 году. Насколько мудры были её проектировщики, что уже в то время при заданной ширине моста предусматривали возможность проведения второго пути. Не секрет, что мосты через водные преграды всегда являлись стратегическими объектами. Немалые испытания выпали на долю железнодорожного моста через р. Сал, называемом Сальским мостом, во время Гражданской войны в 1918 году. Железная дорога периодически переходила из рук в руки. Сальская группа красноармейцев с тяжёлыми боями оставила ж/д ст. Гашун. Все мосты через р. Сал были взорваны, железнодорожный путь также местами оказался взорван или разобран. Посёлок при станции Гашун сильно пострадал от взрывов. Тела погибших красноармейцев на станции Гашун были захоронены в братской могиле за железнодорожным вокзалом. Их количество и фамилии неизвестны. Отступающие к селу Дубовское войска красных создали оборонительный укреплённый участок левее х. Садки и пос. Барабанщиков.
В начале августа 1918 года белые снова взяли стратегически важный объект — железнодорожный мост через р. Сал. Со стороны ст. Гашун к железнодорожному мосту должен был подойти со своей пехотой Г.К. Шевкоплясов. К нему присоединились черноморские моряки. Их эшелон двигался по Владикавказской железной дороге из ст. Тихорецкой на помощь г. Царицыну. В эшелоне было вооружение, снятое с затопленных кораблей в июне 1918 года. Совместно с отступающими частями красных, двигались беженцы со своим скарбом на подводах и телегах. Белые, перекрыв железную дорогу у р. Сал, 12 августа 1918 года ударили по военно-гражданскому лагерю на ст. Гашун со стороны ст-цы Власовской. Удачное для красных сражение под ст-цей Власовской дало возможность военным и гражданским лицам продвинуться к железнодорожному мосту через р. Сал. Конный полк Б.М. Думенко целую неделю, отбивая яростные атаки Белой гвардии, вынудил её отступить. Многострадальный железнодорожный мост был в очередной раз взорван белогвардейцами. Красноармейцам требовалось срочно его восстановить, чему активно препятствовала вражеская артиллерия. По ночам на мосту работали ремонтные бригады, днём же их старались защитить беженцы, разводя маскирующие дымящие мокрые костры.
Когда мост в ходе непомерного труда и страданий был, наконец, восстановлен, то проверить его прочность доверили бронепоезду «Жучок», за ним пошли эшелоны, беженцы. Завершал переход бронепоезд «Черноморец», который и взорвал мост.
Черноморские моряки заняли х. Садки, а затем выехали на бронепоезде со ст. Ремонтная в направлении г. Царицына на Волгу. Побывавшие в длительных изнурительных боях 1-й, 2-й и 3-й крестьянские кавалерийские полки советов были очень потрёпаны и истощены. Им требовалась передышка, пополнение и переформирование. Фронт растянулся на 80 км в длину от р. Малая Куберле до ж/д ст. Семичная и в ширину на 35–40 км. Кавалерия С.М. Будённого занимала правый фланг фронта по направлению ж/д ст. Гашун – р. Большой Гашун – станица Андреевская. Один взвод кавалерии контролировал обширный прорыв — бугор напротив х. Садки и х. Щеглов. 7-я рота разместилась на холме за х. Ериковский. А 1-я крестьянская рота оказалась на правом фланге. От большого прорыва параллельно левее находились 2-я рота пос. Барабанщиков, 3-я рота с. Зимовники, 4-я рота х. Нижне-Жиров и сл. Верхне-Серебряковской и отряд сл. Малой Мартыновки. В ходе боёв красные потеряли командиров взводов, отделений, действовали без команды, отстреливаясь. Они были вынуждены отступить в сторону слободы Ильинки.
В дальнейшем сражения развернулись вблизи ст-цы Чунусовской, где кавалерия Б.М. Думенко и С.М. Будённого одержала победу. 19 августа 1918 года в сражении под ж/д ст. Котельниково удалось пробить брешь в окружении и продвинуться к г. Царицыну.
В ходе этих страшных жестоких боёв по обеим сторонам железной дороги, берегам р. Сал и р. Курмоярский Аксай осталось лежать большое количество погибших бойцов противоборствующих сторон. Участниками Гражданской войны были Пётр Емельянович Гришко, житель х. Лопатин будущего Дубовского района, жители х. Старо-Рубашкин Аким Харитоненко, Григорий Иванович Кудрин, Иван Андреевич Бганцев, Тихон Нефёдович Петрашов и другие наши земляки. Уроженец х. Крюков, Иван Кириллович Романенко, воевал вместе с С.М. Будённым. Он служил у него ординарцем и был награждён именной шашкой. В отряде С.М. Будённого сражался и Ефим Кириллович Бойко из х. Ульяновский Зимовниковского района Ростовской области.
Во время Великой Отечественной войны Сальский мост опять оказался в эпицентре сражающихся противоборствующих сторон. Командование 51-й армии РККА поставило командиру задачу держать бронепоезд № 2 на станции Куберле. Начавшаяся интенсивная бомбёжка 1 августа 1942 года вынудила команду БП № 2 отступить. При подходе к р. Сал выяснилось, что железнодорожный мост взорван отступавшими войсками РККА. Бронепоезд, приняв бой, вернулся на станцию Гашун, которая уже была в тылу врага. Пополнив запас боеприпасов, экипаж вновь направился к р. Сал. Там бойцам бронепоезда пришлось сражаться с 24-мя немецкими танками. По свидетельству местных очевидцев-железнодорожников, бой шёл до последнего патрона и снаряда. Оставшись без боеприпасов, героическая команда, спрыгнув на ходу, на полной скорости направила бронепоезд в р. Сал. Экипажу удалось уйти в степь на немецкой грузовой автомашине, случайно стоявшей возле железной дороги.
На месте гибели бронепоезда №18-го Отдельного дивизиона бронепоездов вблизи железной дороги пос. Орловский установлен памятник, а в музее школы №1 пос. Орловский (станция Двойная) Ростовской области создана экспозиция, посвящённая героическому подвигу дивизиона бронепоездов.
Желательно, чтобы о подвиге бойцов БП №2 на Сальском мосту знали жители Дубовского и Зимовниковского районов.
Возможно, краеведы-энтузиасты, поисковики, сотрудники районного краеведческого музея и муниципального архива при поддержке районных властей, естественно, инициируют установление мемориальной таблички на одной из опор Сальского моста.
Это будет свидетельством сохранения исторической памяти у современных поколений!
Наш корр.
(По материалам С.А. Шевченко, члена Союза краеведов России, Зимовниковский район).
На фото ветераны. Бывшие бойцы 91-й стрелковой Мелитопольской Краснознамённой дивизии
51-й армии. Слева направо: В.П. Полях, П.Н. Усов, И.Ф. Черников, Т.В. Омельченко, И.В. Дешко, Г.П. Бакаев, Г.Г. Виноградов.