Мученица, победившая дьявола и явившаяся Жанне Д’Арк — сегодня день памяти святой Марины

Великомученица Марина. Греция, XV век

30 июля 2025 года православная церковь вспоминает великомученицу Маргариту (Марину) Антиохийскую. Маргаритой она стала в легендах, которые слагали про нее в западно-европейской культуре, а в первоначальном варианте носила имя Марина. Это имя ассоциировалось с морем, потому и прозвище она носила Лазоревая. Очень часто с этого дня начинался сезон гроз. О происхождении имени, о том, почему на иконах святую часто изображают вместе с маленьким бесом, и почему на Западе Марина превратилась в Маргариту, читайте в нашем материале.

Азбука православия

О чем вспоминают в Церкви 30 июля 2025 года. Историческая справка

О жизни этой святой очень мало известно. Дошли сведения только, что родилась она в III веке в Антиохии (сейчас это территория Турции) в семье языческого жреца по имени Эдиссий. Но воспитанием девочки занималась кормилица, которая тайно исповедовала христианство. Девочка и сама стала христианкой, приняв крещение в 12 лет, что тщательно скрывала. Но когда начались гонения на христиан, она открылась. Отец отрекся от девушки, и она стала жить отдельно, зарабатывая на жизнь тем, что пасла овец.

Однажды ее увидел за этим занятием правитель области и, очарованный ее красотой, решил взять ее в жены. Но она отказала ему, потому что хотела сохранить верность Христу. Тогда он сперва пытался ее переубедить, отправив в дом к одной знатной язычнице, а потом подверг ее жесточайшим пыткам. Это было настолько кошмарно, что зеваки плакали от жалости к девушке. И вдруг земля содрогнулась, оковы спали, и над девушкой начала кружиться голубка с золотым венцом в клюве в луче неземного света.

Народ уверовал в Спасителя и стал массово креститься. В результате Марину казнили, а с ней и почти 15 тысяч последователей. Мощи ее сперва хранились в Константинополе, а потом были перевезены в Европу крестоносцами.

Происхождение  имени Марина

Как и многие другие парные греческие и римские имена, имя Марина является женским вариантом мужского имени. Вероятнее всего Марин некогда являлось когноменом, то есть родовым прозвищем в древнем Риме и переходило из поколения в поколение. Марин — «marīnus» — в переводе с латинского значит «морской», соответственно Марина — морская. В римской мифологии, например, к богине Венере часто применялся эпитет Марина (Venus Marina). Это было следствием того, что римская Венера отождествлялась с греческой богиней Афродитой, рожденной из пены морской. И как Афродиту называли Афродита Анадиомена (вышедшая из пены) или Афродита Пелагиос (морская), так же и Венеру именовали Венера Марина. В этом смысле Пелагея и Марина, несмотря на разницу звучания, являются синонимичными именами.

В Россию имя Марина пришло из Греции. С VIII века в Греции начинается широкое почитание великомученицы Марины Антиохийской, день памяти которой Православная Церковь совершает раз в год, 30 июля (17 июля по ст.стилю).

Однако в России имя никогда не было широко распространенным. Специалисты отмечают, что это имя было скорее городским, в сельской местности употреблялось редко. Пик популярности имени Марина в России пришелся на 1962 год, когда каждая двадцатая новорожденная девочка в стране получила имя Марина. Однако, уже к концу XX века интерес к этому имени резко снизился: с двенадцатого места в рейтинге популярности Марина переместилось на двадцать четвертое.

Великомученица Марина Антиохийская

Св. вмц. Марина. Цветная литография. Греция, конец XIX века, источник — foma.ru

В Антиохии, которая находилась в малой Азии, в семье языческого жреца Эдессия, родилась дочь. Ее назвали Марина. Мать девочки вскоре умерла, и отец отдал младенца на воспитание кормилице, которая жила в 15–20 километрах от города. Здесь, в сельской местности Марина воспитывалась и взрослела. Девочка была скромна и благочестива. Ей исполнилось двенадцать лет, когда начались жестокие гонения на христиан императора Диоклитиана. Тогда (303–305 года) император приказал разрушать церкви, сжигать христианские книги, лишил христиан всяческих гражданских прав: должностей, права голоса в публичных собраниях и даже права обращаться за справедливым судом. Вскоре христиан стали арестовывать, заключать в тюрьмы и требовать поклоняться идолам. За отказом подчиниться воле правителя следовали пытки и казнь христиан. Это были жестокие времена. Многие христиане скрывались от преследований: кто в лесах, кто в дальних селениях, но даже там люди продолжали свою проповедь. От одного из таких христиан Марина впервые услышала об Иисусе Христе. Она не только уверовала, но и желала креститься. И так как не было священника, который мог бы совершить над ней таинство, то она надеялась в будущем уподобиться христианам, которые крестились собственной кровью и пролили ее за Христа. Желание Марины стать мученицей возмутило ее отца. Узнав, что дочь исповедует Христа, он разгневался и отрекся от нее, сказав, что больше своей дочерью не считает. И Марина как простая пастушка стала стеречь его овец. Как-то раз в поле девушку увидел Олимврий, наместник восточных областей Римской империи. Он направлялся в Антиохию, столицу Галатии из города Асия. Олимврий объезжал подчиненные ему территориям для розыска христиан. Пятнадцатилетняя Марина была так юна и прекрасна, что епарх задержался, чтобы познакомиться с ней.

Миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье» работы Жана Фуке, Музей Конде, источник — foma.ru

Она разумно и кротко отвечала на его вопросы и очень понравилась ему, что епарх даже решил на ней жениться. Не смутило его и то, что девушка объявила себя христианкой. Олимврий был гонителем христиан и считал, что уж с этим препятствием он знает, как справиться. Он арестовал девушку и под конвоем привел в Антиохию, где передал суду. На судилище епарх уговаривал Марину принести жертву языческим богам и не только обещал щедрое вознаграждение, но и публично предложил ей стать его женой. Но девушка в ответ лишь молилась и просила у Бога дать ей крепости и мужества посрамить врагов. А Олимврию и заявила, что верит во Христа и иного жениха не желает. Тогда начались ее длительные мучения. Марину по приказу епарха долго секли плетями, прибили гвоздями к доске и раздирали тело трезубцами. На ночь девушку бросили в темницу. Марина не только терпеливо сносила мучения, но и не переставала молиться. Под покровом ночи в темнице ей явился дьявол в облике змея. Он поглотил ее, как некогда кит Иону. В чреве змея девушка совершила крестное знамение, чем разорвала его на части. Выйдя из тела змея, как говорит житие, она получила исцеление от ран. Когда утром ее привели к Олимврию, она была совершенно здорова без следов пыток. Кто-то, видя что на теле девушки не осталось ран, уверовал во Христа, кто-то счел это колдовством. Епарх же вновь убеждал девушку принести жертвы идолам. Именно они, по его мнению, исцелили ее. Но Марина в ответ смеялась над мучителем и продолжала славить Бога. Ее жгли огнем, а она возносила Богу молитвы: «Господи! Ты сподобил меня за имя Твое пройти через огонь, сподобь пройти и через воду святого крещения, и, омытую от грехов, введи меня в покой Твой». Слыша слова девушки, епарх приказал утопить ее в бочке. Когда палачи приступили к этому, земля затряслась, веревки, сковывавшие ее руки, спали, и девушка не только не утонула, но вышла исцеленной теперь без следов ожогов. Еще большее число тех, кто видел это, уверовали во Христа и тут же стали славить Его. Растерянный от произошедшего, разъяренный собственным бессилием Олимврий приказал сечь мечами всех, кто только упоминает Христа. Тогда погибло пятнадцати тысяч человек. Палач отрубил голову и святой Марине, которая сама подставила ее под острый меч. Это произошло 30 июля. Свидетелем всему был некто Феотим. Он присутствовал при мучениях святой девы и записал ее житие.

Марина или Маргарита?

Мощи великомученицы Марины были помещены Феотимом в каменную гробницу. Вскоре у них начали происходить исцеления и другие чудеса. Особенно часто здесь исцелялись бесноватые и душевнобольные. Тогда же святая Марина стала широко почитаться христианами, хотя формальной канонизации еще не произошло. Но если у восточных христиан и коптов традиция почитания Марины никогда не прерывалась, то в Европе, в 494 году, папа римский Геласий I объявил житие великомученицы Марины апокрифическим.

Франсиско де Сурбаран. Святая Маргарита». Национальная галерея, Лондон, источник — foma.ru

В VIII веке византийская императрица Мария перенесла мощи святой в Константинополь. Вплоть до 1204 года, когда крестоносцы вошли в монастырь Пантепонта, мощи хранились там. Примерно тогда же, в эпоху раннего Средневековья, восстановилось почитание святой Марины в Западной Европе, с той лишь разницей, что теперь ее стали называть Маргаритой Антиохийской.

Смена имени с Марины на Маргариту не должна смущать, ведь Маргарита было всего лишь прозвищем Святой Марины. Ее агиограф Феотим, описывая в житии красоту и стать Марины, называет девушку «Маргарита», то есть «жемчужина». Именование святой по-разному на Востоке и Западе укоренилось в эпоху разделения церквей. Причем в Западной Европе святая Марина (Маргарита) стала почитаться наравне со святыми Варварой и Екатериной и изображаться попирающей дракона. Считается, что именно святая Марина (Маргарита) явилась в видениях Жанне и призывала ее идти спасать Францию.

Святую Марину почитают и в восточной Православной Церкви. Так в Греции воздвигнуты сотни православных храмов в честь великомученицы Марины, а на Афоне сразу в четырех монастырях хранятся частицы ее мощей.

Тропарь великомученице Марине

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Марина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

Кондак великомученице Марине

глас 3

Девства добротами преиспещренна, дево,/ нетленными венцы венчалася еси, Марино,/ кровьми же мученичества обагрена,/ чудесы просветившися исцелений,/ благочестно, мученице, прияла еси почесть победы твоего страдания.

Смысл праздника

В этот день надо помнить о том, что каждому под силу совершить чудо, пусть и маленькое. Важно верить во Христа и следовать его заветам.

Традиция богослужения

Служба великомученицы Марины шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха.

Народные приметы

  • Если в этот день стоит сильная жара, зима будет суровой.
  • Погода этого дня предсказывает погоду сентября.
  • Много птиц — к теплым дням.

Что можно делать 30 июля 2025 года

  • Отличный день для хозяйственных работ.
  • Очень хорошо вынести из дома лишнее и старое, но лучше не выбрасывать, а раздать.
  • Прекрасно заняться уходом за собой — дома или сходить в салон.
  • Отличный день для стрижки.

Что нельзя делать 30 июля 2025 года

  • В этот день нельзя быть на улице и даже смотреть в окно, если есть гроза и молнии.
  • Нельзя признаваться в любви и просить руки.
  • Лучше не приглашать никого на свидание.
  • Строго-настрого запрещается ходить в лес, особенно собирать грибы.
  • Нельзя устраивать на природе пикники.
  • Что можно есть 30 июля 2025 года. Постные правила

По традиции в этот день принято угощать близких рыбой и морепродуктами, однако в этом году дата выпала на среду, а значит этот день постный. Поэтому рыбу есть нельзя, а морепродукты — очень показаны.

Интересный факт

Сны, которые приснились в этот день, вещие, они сбываются в течение трех дней.

По материалам foma.ru

Светоч - новости Дубовского района
Добавить комментарий