К 100-летию Дубовского района и его людях…
До конца XVIII века на левой стороне Дона (территория современного Дубовского района) поселений не было. Здесь кочевали ногаи и калмыки. Главной причиной, побуждавшей казаков переселяться в эти края, стало безземелье на Правобережье. Казаки просили войскового разрешения поселиться на Ногайскую сторону, даже «с претерпеванием калмыцких нападений и разбоев»… Трудности существования поселений состояли не только в угрозе со стороны нападений, но и в особенностях почвы. Солонцовая земля мешала урожайности, однако большие пространства создавали условия для развития скотоводства.
Первое упоминание об основании х. Гуреева находим в «Подробной карте Земли Войска Донского 1822 года». Он был основан на землях ст. Верхне-Курмоярской.
Имеются данные о том, что хутор основали ранее. При подготовке строительства моста через р. Сал в 2020 г. работали археологи под руководством И.Н. Парусимова. Экспедиция нашла монеты, датировка которых относится к 1820 г. Учёные также обнаружили фрагменты керамических и фаянсовых сосудов, металлических изделий, бусины, точильные камни, круглый фаянсовый сосуд (солонка), деталь от самовара, винную бутылка из зелёного стекла. Посуда имела клеймо: «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова» — это одно из крупнейших производств Российской империи конца XIX – начала XX вв. В исторической науке принято считать датой основания населённого пункта первое упоминание в документах. Будем надеяться, что обнаружатся материалы, свидетельствующие о более раннем возникновении хутора.
Выходец из ст. Верхне-Курмоярской помещик Чиков на балке (н/в Победа), в нескольких верстах от р. Сал, основал временное поселение, где работали принадлежащие ему крестьяне. До сих пор жители окрестных хуторов зовут это место Чиков сад, Чиков пруд. Затем на правом берегу Сала, в месте примыкания к реке балки Сонинская, появился новый хутор, в который заселились казаки с правобережья Дона, его назвали Гуреев — в честь предприимчивого первопроходца. Второе название Гуреев-Чиков, до 1905 г. в переписях его так именовали. При переселении с донских берегов казакам давали пособия, ссуды.
Хутор разместился на правом берегу реки Сал, внизу возвышенности, именуемой Ергенинской, от калмыцкого слова эргэ — обрыв, яр, крутизна, калмыки также называли её «66 прибрежных возвышенностей». Он занимал обширную местность на выступе к реке, от подошвы Ергеней и до уреза воды. Тюркское обозначение реки Сал — приток, рукав реки, извилистый, а с калмыцкого переводится как балка, ветвь, овраг.
По сравнению с нынешним временем, в XIX в климатические условия были более благоприятными. До массовой распашки в конце 1890-х гг. физико-географическая обстановка была иной. Берега Сала не столь высокие, как сейчас, река на всём протяжении оставалась глубоководной.
Интересные имена люди давали балкам, украшающим вид степи: в Гуреевском сельском поселении это Острадная, Рубежная, Терновая, Чикова. Неподалёку от хутора есть балка, в просторечии называемая Чурюмкой. По преданию калмычка Чурюмка в сильный дождь переходила балку и утонула. Автору позвонила жительница Элисты И.А. Лиджи-Горяева: «Это старшая сестра моей мамы, по фамилии Чурюмова. Она в давнее время развелась с мужем, забрала сына. В порыве мести муж утопил её». По направлению к ст. Андреевской, рядом с правым берегом р. Сал расположены урочища Лопатин Луг и Калинин, лиман Хомутец.
Перепись 1859 г. показала численность 372 чел., почти все — казаки. После реформы 1861 г. на хуторские земли нахлынула волна иногородних, за 30 лет прибыло более 200, земли им не выделялись.
С увеличением численности населения в Гурееве образовали поселковое управление, появился свой хуторской атаман. Атаманами избирались урядники Порфирий Антонов, Федул Антонов, казаки К. Антонов, Максим Иванович Спиридонов, Максим Потапович Спиридонов, П. Трефилов.
С 1880 г. хутор был приписан к ст. Атаманской.
Фамилии, наиболее часто упоминаемые в Исповедальных ведомостях в конце XIX в.: Антоновы, Алимовы, Артамоновы, Архиповы, Буровы, Быкадоровы, Грузиновы, Гуреевы, Денисьевы, Дулимовы, Егоровы, Землянухины, Зипунниковы, Карасёвы, Карповы, Кательниковы, Кирсановы, Кондрашовы, Крыловы, Кувиковы, Маркины, Мартыновы, Медведевы, Меркуловы, Мироновы, Павловы, Петровы, Родины, Спиридоновы, Текучёвы, Темеревы, Уелины, Устиновы, Ушаковы, Федотовы, Фомичёвы, Хохлачёвы, Чиковы.
По переписи 1897 г. в хуторе имелось 188 дворов, проживало 1 249 чел., из них казаков 1 017. Ремесленников было учтено 33, из них трое портных, трое сапожников, по двое: кузнецы, столяры, плотники, кожевники, бондари, один шорник. Построили водяную мельницу, ветряк, две лавки, одну торговую лавку держал П.Ф. Грудинин. Три питейных дома организовали Н. Егоров и В. Плахов.
В конце XIX в. создались условия для значительного развития растениеводства. Казаки х. Гуреева стали быстро богатеть, упрочились хозяйства предприимчивых и оборотистых хозяев. Убогие саманные постройки были заброшены, появились деревянные строения, примитивные базы стали заменять конюшни, крытые навесные сараи. Сеяли пшеницу сорта арнаутка, по-местному гарновка, она любила сухую и тёплую почву, устойчива к зною. Пшеница сорта гирка даже шла на экспорт за границу. Рыночными культурами стали яровой ячмень и озимая рожь. Для собственного потребления хозяйства сеяли просо и овёс.
Мясо, молоко, масло и шерсть быстро расходились на местных ярмарках, зерно шло на ярмарки за Волгу и в Астрахань, продукцию возили также в ст. Атаманскую. Много леса давали за горчицу (гардал), которую казаки успешно выращивали. Из пос. Котельниково, объединившись несколькими семьями, хуторцы привозили лес, который выменивали на зерно. Камень покупали в ст. Цимлянской или в сёлах Астраханской губернии.
На р. Сал, неподалёку от хутора, находилась огородная плантация, около 10 десятин. Землю арендовали татары, сажали капусту, огурцы, помидоры, картофель, поливали посредством чигирей — водоподъёмные устройства в виде колеса, снабжённого черпаками. От ст. Атаманской до Гуреева, по левой стороне реки, были луга, казаки заготавливали сено, так как зимой скотину выпасать в степи не разрешали, чтобы сохранять травяной покров.
В начале XX веков хутор заселились несколько десятков молокан — разновидность духовного христианства, они себя считали особой этнографической группой русских. Приехали белорусы, несколько семей, 84 чел. На 1915 г. проживало 239 домохозяев, численность населения 1 576 чел. За 55 лет хутор вырос в 6 раз.
Казаки были истинно боговерующими людьми. Однопрестольную единоверческую церковь Святого Николая чудотворца построили в 1899 г. на средства прихожан. Она находилась в районе нынешнего зерносклада. Единоверчество — одно из течений старообрядчества, находилось под юрисдикцией Русской православной церкви. Причт назначался из священников, присоединившихся к РПЦ, богослужение совершалось по старому обряду. Службу с 1910 по 1918 год вёл Антоном Алексеевич Князев. Церковными старостами избирали Василия Ивановича Гуреева, Фёдора Семёновича Темерева.
Из всех хуторов Атаманской станицы наибольшая численность старообрядцев была в Гурееве, на 1897 г. — 562 чел., 45 % населения. И только 47 чел. из них ходили на службу в единоверческую церковь, остальные исполняли требы в старообрядческих молельных домах. До 1905 г. строить их с куполами не разрешали, молельни могли быть как в отдельном помещении, так и в жилом, семья обитала на низах, а верхи оставались для сбора на молитву.
Нравы у старообрядцев были выдержанными и строгими. Пьянство не поощрялось, переселенцы зачастую удивлялись: «Во дають казаки, над одной поллитрой усю свадьбу сидять». Современник писал: «В семьях старообрядцев ещё довольно прочно держится тот высоконравственный древний обычай казачества, в силу которого совершеннолетний сын часто не смеет при гостях сесть в присутствии отца, а почтенные отцы семейств выслушивают и исполняют с покорностью все, даже прихотливые, желания своих престарелых родителей».
Свидетельство твёрдых моральных устоев — данные Переписи 1897 г., в х. Гурееве не было ни одного разведённого.
Хоронили на одном кладбище, но старообрядческий участок был отдельно, по левую сторону.
С.Е. Зипунников венчался в церкви ст. Атаманской с Анной Кузьминичной Кувиковой. По старообрядческой традиции молодых просили петь песни, и они исполняли: «Снежки белые пушистые, покрыли все поля…»
Казак П.С. Карасёв родился в х. Гурееве в 1925 г. У него была супруга старообрядка Степанида Яковлевна, она имела минеи (церковно-служебные книги, предназначенные для богослужения), лестовку — это молитвенная дорожка, тип чёток. Носила платья длинные, закрывала руки и голову, молиться ездила в пос. Котельниково. В семье родилось 16 детей. Похоронили её по канонам старообрядческой церкви в саване, под голову положили подушку из волос покойной, в могиле делали специальный подкоп.
Шла Первая мировая война. В 39-м Донском казачьем полку служили старообрядцы, в том числе — из ст. Атаманской. К ним 25 марта 1916 г. приехал старообрядческий священник о. Димитрий Смирнов. Приказом командования все казаки-старообрядцы были сняты с нарядов, отозваны из окопов, они исповедались, батюшка отслужил молебен. Утром — новый молебен, о победе над врагом, казаки пропели «многолетие» о. Димитрию.
И в XXI веке связь «родимцев» не прервалась. В 2011 г. гуреевских старообрядцев навещали священнослужители из г. Котельниково. Их радушно, хлебосольно, тем не менее, сдержанно, как это и положено у старообрядцев, встречала Ф.С. Соловьёва (Зипунникова), жительница х. Гуреева, которая продолжает дело древлеправославной веры. Представитель котельниковской общины Сергий освятил один из домов последователей старообрядческой веры.
Школу грамотности открыли 4 октября 1897 г. Заведующим стал священник Пётр Дубровский. Учителем был казак Иван Гуреев, жалованье ему положили 33 руб. в год.
Затем основали одноклассное приходское училище, почётным блюстителем стал Василий Михайлович Антонов, законоучение вёл священник Антон Князев, преподавал губернский секретарь Василий Васильевич Теренин. Недостатком образования был крайне малый охват детей, 7 из 10 ребят никогда не переступали порог школы, в х. Гурееве не имелось ни одного жителя со средним или с высшим образованием.
Вся жизнь казачья складывалась до предела военизированной — с детства. Уже в 3–4 года мальцы скакали на коне, помогали на выпасах. В приходской школе кроме учебного процесса в программу обучения был включён курс гимнастики, так именовалось преподавание военного дела. С семилетнего возраста подросток учился под руководством опытного наставника, обычно назначали служивого урядника, имевшего суровую боевую выучку. В х. Гурееве казачьих выростков муштровал урядник Евграф Андреевич Кондрашов.
Наш корреспондент.
(По материалам Валерия Дронова).