До конца XVIII века на левой стороне Дона (территория современного Дубовского района) поселений не было. Здесь кочевали ногаи и калмыки. Главной причиной, побуждавшей казаков переселяться в эти края, стало безземелье на Правобережье. Казаки просили войскового разрешения поселиться на Ногайскую сторону, даже «с претерпеванием калмыцких нападений и разбоев»… Трудности существования поселений состояли не только в угрозе со стороны нападений, но и в особенностях почвы. Солонцовая земля мешала урожайности, однако большие пространства создавали условия для развития скотоводства.
Первое упоминание об основании х. Гуреева находим в «Подробной карте Земли Войска Донского 1822 года», он был основан на землях ст. Верхне-Курмоярской.
Имеются данные о том, что хутор основали ранее. При подготовке строительства моста через р. Сал в 2020 г. работали археологи под руководством И.Н. Парусимова. Экспедиция нашла монеты, датировка которых относится к 1820 г. Учёныетакже обнаружили: фрагменты керамических и фаянсовых сосудов, металлических изделий, бусины, точильные камни, круглый фаянсовый сосуд (солонка), деталь от самовара, винная бутылка из зелёного стекла. Посуда имела клеймо: «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова» — это одно из крупнейших производств Российской империи конца XIX – начала XX вв.В исторической науке принято считать датой основания населённого пункта первое упоминание в документах. Будем надеяться, что обнаружатся материалы, свидетельствующие о более раннем возникновении хутора.
Выходец из ст.Верхне-Курмоярской помещик Чиков на балке (н/в Победа), в нескольких верстах от р. Сал, основал временное поселение, где работали принадлежащие ему крестьяне. До сих пор жители окрестных хуторов зовут это место Чиков сад, Чиков пруд. Затем на правом берегу Сала, в месте примыкания к реке балки Сонинская, появился новый хутор, в который заселились казаки с правобережья Дона, его назвали Гуреев — в честь предприимчивого первопроходца. Второе название: Гуреев-Чиков, до 1905 г. в переписях его так именовали. При переселении с донских берегов казакам давали пособия, ссуды.
Хутор разместился на правом берегу р. Сал, внизу возвышенности, именуемой Ергенинской, от калмыцкого слова эргэ— обрыв, яр, крутизна, калмыки также называли её «66 прибрежных возвышенностей». Он занимал обширную местность на выступе к реке, от подошвы Ергеней и до уреза воды. Тюркское обозначение реки Сал — приток, рукав реки, извилистый, а с калмыцкого переводится как балка, ветвь, овраг.
По сравнению с нынешним временем, в XIX веке климатические условия были более благоприятными. До массовой распашки в конце 1890-х гг. физико-географическая обстановка была иной. Берега Сала не столь высокие, как сейчас, река на всём протяжении оставалась глубоководной.
Интересные имена люди давали балкам, украшающим вид степи: в Гуреевском сельском поселении это Острадная, Рубежная, Терновая, Чикова. Неподалёку от хутора есть балка, в просторечии называемая Чурюмкой. По преданию калмычка Чурюмка в сильный дождь переходила балку и утонула. Автору позвонила жительница Элисты И.А. Лиджи-Горяева: «Это старшая сестра моей мамы, по фамилии Чурюмова. Она в давнее время развелась с мужем, забрала сына. В порыве мести муж утопил её». По направлению к ст. Андреевской, рядом с правым берегом р. Сал расположены урочища Лопатин Луг и Калинин, лиман Хомутец.
Перепись 1859 г. показала численность 372 чел., почти все — казаки. После реформы 1861 г. на хуторские земли нахлынула волна иногородних, за 30 лет прибыло более 200, земли им не выделялись.
С увеличением численности населения в Гурееве образовали поселковое управление, появился свой хуторской атаман. Атаманами избирались урядники Порфирий Антонов, Федул Антонов, казаки К. Антонов, Максим Иванович Спиридонов, Максим Потапович Спиридонов, П. Трефилов.
С 1880 г. хутор был приписан к ст. Атаманской. Фамилии, наиболее часто упоминаемые в Исповедальных ведомостях в конце XIX в.: Антоновы, Алимовы, Артамоновы, Архиповы, Буровы, Быкадоровы, Грузиновы, Гуреевы, Денисьевы, Дулимовы, Егоровы, Землянухины, Зипунниковы, Карасёвы, Карповы, Кательниковы, Кирсановы, Кондрашовы, Крыловы, Кувиковы, Маркины, Мартыновы, Медведевы, Меркуловы, Мироновы, Павловы, Петровы, Родины, Спиридоновы, Текучёвы, Темеревы, Уелины, Устиновы, Ушаковы, Федотовы, Фомичёвы, Хохлачёвы, Чиковы.
По Переписи 1897 г. в хуторе имелось 188 дворов, проживало 1 249 чел., из них казаков -1 017. Ремесленников было учтено 33, из них трое портных, трое сапожников, по двое: кузнецы, столяры, плотники, кожевники, бондари, один шорник. Построили водяную мельницу, ветряк, две лавки, одну торговую лавку держал П.Ф. Грудинин. Три питейных дома организовали Н. Егоров и В. Плахов.
В конце XIX в. создались условия для значительного развития растениеводства. Казаки х. Гуреева стали быстро богатеть, упрочились хозяйства предприимчивых и оборотистых хозяев. Убогие саманные постройки были заброшены, появились деревянные строения, примитивные базы стали заменять конюшни, крытые навесные сараи. Сеяли пшеницу сорта арнаутка, по-местному гарновка, она любила сухую и тёплую почву, устойчива к зною. Пшеница сорта гирка даже шла на экспорт за границу. Рыночными культурами стали яровой ячмень и озимая рожь. Для собственного потребления хозяйства сеяли просо и овёс.
Мясо, молоко, масло и шерсть быстро расходились на местных ярмарках, зерно шло на ярмарки за Волгу и в Астрахань, продукцию возили также в ст. Атаманскую. Много леса давали за горчицу (гардал), которую казаки успешно выращивали. Из пос. Котельниково, объединившись несколькими семьями, хуторцы привозили лес, который выменивали на зерно. Камень покупали в ст.Цимлянской или в сёлах Астраханской губернии.
На р. Сал, неподалёку от хутора, находилась огородная плантация, около 10 десятин. Землю арендовали татары, сажали капусту, огурцы, помидоры, картофель, поливали посредством чигирей — водоподъёмные устройства в виде колеса, снабжённого черпаками. От ст. Атаманской до Гуреева, по левой стороне реки, были луга, казаки заготавливали сено, так как зимой скотину выпасать в степи не разрешали, чтобы сохранять травяной покров.
В начале XX века в хутор заселились несколько десятков молокан — разновидность духовного христианства, они себя считали особой этнографической группой русских. Приехали белорусы, несколько семей, 84 чел.
На 1915 г. проживало 239 домохозяев, численность населения 1 576 чел., за 55 лет хутор вырос в 6 раз.
Казаки были истинно боговерующими людьми. Однопрестольную единоверческую церковь Святого Николая чудотворца построили в 1899 г. на средства прихожан. Она находилась в районе нынешнего зерносклада. Единоверчество — одно из течений старообрядчества, находилось под юрисдикцией Русской православной церкви. Причт назначался из священников, присоединившихся к РПЦ, богослужение совершалось по старому обряду.
Службу с 1910 по 1918 гг. вёл Антон Алексеевич Князев, церковными старостами избирали Василия Ивановича Гуреева, Фёдора Семёновича Темерева.
Из всех хуторов Атаманской станицы наибольшая численность старообрядцев была в Гурееве, на 1897 г. — 562 чел., 45 % населения. И только 47 чел. из них ходили на службу в единоверческую церковь, остальные исполняли требы в старообрядческих молельных домах. До 1905 г. строить их с куполами не разрешали, молельни могли быть как в отдельном помещении, так и в жилом, семья обитала на низах, а верхи оставались для сбора на молитву.
Нравы у старообрядцев были выдержанными и строгими. Пьянство не поощрялось, переселенцы зачастую удивлялись: «Во дають казаки, над одной поллитрой усю свадьбу сидять». Современник писал: «В семьях старообрядцев ещё довольно прочно держится тот высоконравственный древний обычай казачества, в силу которого совершеннолетний сын часто не смеет при гостях сесть в присутствии отца, а почтенные отцы семейств выслушивают и исполняют с покорностью все, даже прихотливые, желания своих престарелых родителей».
Свидетельство твёрдых моральных устоев — данные Переписи 1897 г., в х. Гурееве не было ни одного разведённого.
Хоронили на одном кладбище, но старообрядческий участок был отдельно, по левую сторону.
С.Е. Зипунников венчался в церкви ст. Атаманской с Анной Кузьминичной Кувиковой. По старообрядческой традиции молодых просили петь песни, и они исполняли: «Снежки белые пушистые, покрыли все поля…»
Казак П.С. Карасёв родился в х. Гурееве в 1925 г. У него была супруга старообрядка Степанида Яковлевна, она имела минеи(церковно-служебные книги, предназначенные для богослужения), лестовку — это молитвенная дорожка, тип чёток. Носила платья длинные, закрывала руки и голову, молиться ездила в пос. Котельниково. В семье родилось 16 детей. Похоронили её по канонам старообрядческой церкви в саване, под голову положили подушку из волос покойной, в могиле делали специальный подкоп.
Шла Первая мировая война. В 39-м Донском казачьем полку служили старообрядцы, в том числе — из ст. Атаманской. К ним 25 марта 1916 г. приехал старообрядческий священник о. Димитрий Смирнов. Приказом командования все казаки-старообрядцы были сняты с нарядов, отозваны из окопов, они исповедались, батюшка отслужил молебен. Утром — новый молебен, о победе над врагом, казаки пропели «многолетие» о. Димитрию.
И в XXI веке связь «родимцев» не прервалась. В 2011 г. гуреевских старообрядцев навещали священнослужители из г. Котельниково. Их радушно, хлебосольно, тем не менее, сдержанно, как это и положено у старообрядцев, встречала Ф.С. Соловьёва (Зипунникова), жительница х. Гуреева, которая продолжает дело древлеправославной веры. Представитель котельниковской общины Сергий освятил один из домов последователей старообрядческой веры.
Школу грамотности открыли 4 октября 1897 г., заведующим стал священник Пётр Дубровский. Учителем был казак Иван Гуреев, жалованье ему положили 33 руб. в год.
Затем основали одноклассное приходское училище, почётным блюстителем стал Василий Михайлович Антонов, законоучение вёл священник Антон Князев, преподавал губернский секретарь Василий Васильевич Теренин. Недостатком образования был крайне малый охват детей, 7 из 10 ребят никогда не переступали порог школы, в х. Гурееве не имелось ни одного жителя со средним или с высшим образованием.
Вся жизнь казачья складывалась до предела военизированной с детства. Уже в 3–4 года мальцы скакали на коне, помогали на выпасах. В приходской школе кроме учебного процесса в программу обучения был включён курс гимнастики, так именовалось преподавание военного дела. С семилетнего возраста подросток учился под руководством опытного наставника, обычно назначали служивого урядника, имевшего суровую боевую выучку. В х. Гурееве казачьих выростков муштровал урядник Евграф Андреевич Кондрашов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Молодые казаки с 17 лет числились в приготовительном разряде, отбывали дежурства («сидёнки») в хуторском Правлении, несли конвойную службу. Сборы для малолеток проводились в лагерях, дважды в год — в мае и сентябре. В 21 год казаки шли на действительную службу, 4 года в Донских казачьих полках.
Хуторцы всегда были примером доблести и отваги, образцом исполнения приказа. За подвиги на Японской войне в 1904 г. ст. уряднику Лазарю Харламовичу Быкадорову вручили Знак отличия Военного ордена Св. Георгия (с 1913 г. — Георгиевский крест) и две медали.
В Первую мировую войну гуреевцы тоже отличились. За боевые отличия казакам были вручены Георгиевские кресты 4 ст. — Василию Ивановичу Гурееву, Ефиму Петровичу Кувикову, Филиппу Иосифовичу Текучёву, старообрядческого вероисповедования.
На излечении от ран, по хуторской легенде стал ст. урядник (позднее подхорунжий) Ф.С. Егоров. За боевые отличия ему вручили Георгиевские кресты 1, 2, 3 и 4 степеней, а также две Георгиевских медали, полный Георгиевский кавалер.
Вот как описывает нравы тех времён его внук — В.И. Егоров. Хотя на войне Фёдор Стефанович блистал удалью и бесстрашием, дома на него находилась управа в лице жены. В один из отпусков поехали всей семьёй в поле. В послеобеденный зной решили передохнуть, отпустили быков на попас. Пришла пора, послали детей Васю и Ваню за быками. Их долго не было, пришлось отцу идти на поиски. И этот пропал. Потеряв терпение, жена пошла сама и видит: Георгиевский кавалер лежит на взгорке и через высокую траву что-то разглядывает. Вскипела казачка: «Ты чаво, чёрт ледащий, разлёгси? Смотри, гляди, солнце иде!» А он умоляюще: «Да тише ты, смотри, как дети играють. Кадаишо увижу такое?» А дети, забыв о быках, ловят кузнечиков. Чертячек досталось всем.
В другой раз поехали в мужской компании с дедом Стефаном. У казаков любимый жаждоутоляющий напиток — ирьян (айран): откидное кислое молоко. Помещают его в плотный мешочек, вешают сзади брички — и в дорогу. В пути он трясётся, лишняя сыворотка уходит, а потом ирьян разводят водой. Приняли трошки на грудь казачьей «дымки», немного не доехав, обнаружили отсутствие мешочка. Потеряли. Поохали, подумали, развернулись и поехали обратно домой. Благо, жены рядом не было, она бы им устроила. На то она и казачка…
Имя полного Георгиевского кавалера не забыто, в 2020-е гг. в школе № 10 пос. Зимовники были организованы спортивные турниры имени Ф.С. Егорова.олученных в Первой мировой войне, в госпиталях находились казаки Е.А. Грузинов, Ф.С. Текучёв, Н.И. Типлинский. В лазарете Нижне-Чирской команды после ранения в бою в апреле 1917 г. оказались казаки В.А. Быкадоров, Е.Е. Гуреев. Казак Ф.А. Гузиков был ранен в июле 1917 г.
В Лейб-гвардейском полку (почётная служба!) в 1-й сотне, служил сотник Лев Упорников.
Казаки служили достойно.
В Гражданскую войну почти все гуреевские казаки воевали на стороне белых, были и сторонники красных. Хутор Гуреев неоднократно переходил в руки противоборствующих сторон. Итог смуты был трагическим, более 40 казаков не вернулось в родной хутор.
Весной 1921 г. в хуторе основали товарищество по совместной обработке земли, затем на его основебыла создана коммуна «Беднота». В 1930-е годы здесь сформироваливторое отделение Военного конного завода РККА № 1 (с центром на ж/д ст. Семичная).
В начале августа 1942 г. на земли х. Гуреева пришла коричневая чума. Правобережье р. Сал: ст. Андреевская – х. Гуреев –ст. Атаманская обороняли 302-я стрелковая дивизия и сводный отряд 115-й кавалерийской дивизии. Поставлена задача — не допустить переправу противника через р. Сал.
Для этого был вырыт противотанковый ров, позиции которого обнаружила археологическая экспедиция. Его ширина 5–8 м, по дну порядка 5 м, глубина — до 2,8 м. Ширина делалась такой, чтобы танк не мог через него переехать. При этом ров был достаточно узок для того, чтобы машина не могла развернуться после падения, а глубину делали, чтобы танк не мог выбраться. Подходы ко рву обстреливались фланговым и фронтальным артиллерийско-пулемётным огнём. Начертание рва в плане делалось в виде различного рода изломов, чтобы вести фланкирование. Вынутая земля разбрасывалась на местности, чтобы не создавать за рвом мертвых пространств.
Во время налёта немецких самолётов жители прятались рядом с конзаводской конюшней, под амбарами. Жительница М.Я. Самсонова вспоминала: «Соседка Краснощёкова научила нас молитве “Живые помощи”. Прочитаем в подвале “…не приидет к тебе зло, и рана не приближитсятелеси твоему”, глядишь, бомберы и пролетели. Был обычай носить с собой текст этого псалма. Мы шили для фронтовиков кисеты, а в прокладку украдкой вставляли эту молитву. Там были слова: “Падут подле тебя тысяча и 10 тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым”. Думаю, наши молитвы помогли не одному солдату».
Дивизия держала под контролем позиции в районе х. Гуреева до 10 августа, потом получила приказ: мост через р. Сал взорвать, выйти на новые позиции.
Хутор был под оккупацией 5 месяцев,. Лиха хлебнули — по самое некуда. Сначала пришли румыны, которые оставили самые неблаговидные воспоминания жителей.
А.В. Бояринева из х. Гуреева оставалась с детьми на оккупированной территории. Она рассказала, как румыны забрали всю живность, порезали домашнюю птицу, коров. Оккупанты требовали, искали: «Матка, сало, яйки, скоро давай!» Прямо на пастбище резали тёлок, там же доили коров, местному населению молока не доставалось. Пьяные румыны задумали веселиться. Согнали в одну хату женщин и заставили петь весёлые русские песни, завели патефон, поставили танцевальную пластинку: «Танцуй, бабы!» Сами стоят с ремнями, кто не пляшет, того ремнём, тем концом, на котором пряжка. «Веселей, живо!» — орут, скалят зубы. А у полуголодных женщин темно в глазах, от слёз и от безысходности.
Валентин Топорков вспоминал, как выпрашивал у немецкого офицера кусочек хлеба, показывая на стол: «Дай, дай». На что «сверхчеловек» с усмешкой подавал кусок, затем убирал, подавал, убирал. Мальчик заливался слезами, старшая сестра бросила немцу: «Собака». Тот озверел, наставил пистолет: «Кто собака?» Пришлось сказать, что так она брата малолетнего обозвала…
Гитлеровцы заставляли подростков рыть окопы.
Освобождение пришло в декабре 1942 г. Бои за Гуреев и близлежащие хутора вёл 1382-й стрелковый полк 87-й стрелковой дивизии. Лейтенант М.К. Брызгунов, командуя взводом 120-мм миномётов, первым ворвался в хутор, уничтожил две машины и пулемёт, за что награждён орденом Красной Звезды. Заместитель командира по политической части батареи 45-мм пушек Н.Я. Шушаков лично подбил танк и одну бронемашину, вручили орден Красной Звезды. Зенитчики сбили немецкий транспортный самолёт Ю-52, который упал возле хутора. Гитлеровцы заняли оборону около х. Ивановка. В х. Гурееве дислоцировался дивизион «Катюш», который залпами накрыл позиции вражеской пехоты и артиллерии.
Когда немцы отступали, один танк, уходивший от частей РККА, свалился с моста возле хутора, его орудие ещё много лет торчало из воды. Местные жители отпилили часть башни, сняли 250-сильный двигатель, который ещё долго работал на благо совхоза. Потом тяжеленную бронированную машину целиком затянуло в ил. Узнав об этом от сельчан, участники Волгодонской военно-патриотической организации «Наследие» в 2000 г. решили танк найти и поднять.
В Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе стоит этот немецкий танк, который отыскали в Дубовском районе.
История славного хутора не забыта. В Гуреевскойшколе создан музей, экспонаты которого повествуют о прошлом казачьего общества. Коллектив стал победителем областного конкурса школьных музеев. Потомственная казачка,научный сотрудник Волгодонского эколого-краеведческого музеяЛ.А. Гуреева в 2022 г. организовала выставку, повествующуюо судьбах гуреевскихказаков. В центре хутора в 2021 г. руководством СПК «Гуреевский» (А.М. Костенков)установлен Памятный знак «Казакам и казачкам, страдальчески погибшим в годы братоубийственной гражданской войны».
Потомки гуреевских казаков свято чтут память своих предков, их твёрдость духа, стойкость и мужество.
В.А. Дронов