Хурулы Дубовского района

Наименование статьи при первом прочтении звучит странно. Где Дубовский район – и где буддизм?

Наименование статьи при первом прочтении звучит странно. Где Дубовский район – и где буддизм?

#этоинтересно

Оказывается, в конце XIX века в трёх казачьих калмыцких станицах – Потаповской, Чунусовской и Эркетинской было около 20% населения, проживавшего на территории современного Дубовского района. История калмыков на донской земле начинается в последней трети XVII века, когда  царь Алексей Михайлович разрешил калмыкам кочевать по рекам Маныч и Сал. Вскоре их причислили к казачьему сословию, как и все казаки, калмыки несли службу в Донских казачьих полках.

Степняки исповедовали одну из мировых религий – буддизм, положительной стороной буддизма которого является учение о счастье. Могут ли нас сделать счастливыми материальные вещи? Буддисты отвечают на этот вопрос однозначно – не могут, так как они непостоянны, их можно лишиться. Чтобы быть счастливым, необходимо настраивать свой ум на позитивные дела, совершать поступки с чистой и доброй мотивацией. Такие установки совпадали с моральными устоями православного населения Дона. Качества, схожие с чертами донского казачества, позволили калмыкам достаточно быстро вписаться в казачье сообщество.

Центрами учёности и светского обучения чтению и письму стали буддийские храмы – хурулы с комплексом застроек. В них по большим праздникам совершались обряды, совершались молебны. Церемонии были событиями в жизни степняков, к службе доставали лучшую одежду, детям дарили обновы. Особенно эти выезды ждали молодые люди, можно пообщаться, завести новые знакомства. Важные события в жизни семьи – рождение, создание семьи, уход в иной мир тоже сопровождались обрядами в хуруле.

Пытались обратить калмыков в православную веру. В середине XVIII векаустановили немалые суммы, которые получали желающие креститься в православную веру. Крещёным калмыкам давали льготы по уплате податей, в калмыцких станицах начинали сооружать православные храмы. Но ничего не получилось, новокрещёных было мало. Для подготовки миссионеров в 1880 году в архиерейском доме слободы Ильинки открыли общину-приют. Реальных сдвигов не получилось, как не вышло и отлучение от ламаизма после революции.

В процессе культурного и хозяйственного развития немалую роль сыгралисвященнослужители, онистали главным проводником религиозной и культурно-общественной жизни. Духовенство хурула составляли манджи – ученики или послушники, гецули и гелюнги – это высшие чины. Манджи не могли убивать живого творения, были обязаны не нарушать целомудрия, не воровать, не пить ничего опьяняющего, не заниматься музыкой, не принимать серебра или золота, наизусть знать переводы 24 священных книг. Только тогда они к 17–18 годам превращались в гецюля. Ещё через 2–3 года гецюль входил в штат хурула,  становился гелюнгом – но только при условии знания 52 томов буддийских книг.

Из числа гелюнгов избирался бакша, который становился настоятелем храма. По правилам буддистско-ламаитского учения он рассматривал брачные и бракоразводные дела, разбирал вопросы о степенях родства, препятствовавших бракосочетанию. Сдать экзамен на бакшу служитель мог, зная филологию, философию, медицину, теологию буддизма, а также риторику, поэзию, астрономию, законы музыкальных звуков. Все кандидаты при зачислении в штат сопровождались в Новочеркасск – для публичного испытания по знанию русского разговорного языка. Но такими становились единицы.

Главами донского буддийского духовенства были ламы. К их мнениюприслушивались многие верующие миряне. Калмыцкое духовенство первоначально располагалось в Ильинской слободе, его возглавляли Бакши донских калмыков Дембо Гонджинов, Д. Микулинов, А. Чубанов.

Служители веры принадлежали к высшему сословию, однако обычно они происходили из семей простолюдинов. Принадлежность к духовенству не была потомственной.

Монахи не имели личной собственности, кроме 13 вещей одежды.Служителям запрещалось копать землю каким-либо предметом в количестве свыше одной горсти. 

После Японской войны в хурулах была установлена Памятная доска. Надпись «За веру, Царя и Отечество» производилась на калмыцком языке, имена убитых и умерших на русском языке.         

Для хозяйственного обустройства хурулов последовала поддержка местных властей. Комитет по устройству Войска Донского постановил освободить высшее духовенство (бакши, гелюнги) от военной и внутренней службы, «дабы сим самым поселить в калмыцком народе более уважения к сим званиям». Хурулам выделялись земельные наделы, в ст. Чунусовской храму было отдано 200 десятин.

Освобождение от воинской службы сказывалось на общей численности казаков,призываемых в Донские полки. Правительство стремилось к уменьшению количества хурулов и священнослужителей. В 1896 году было принято решение Областного Правления об упразднении пяти хурулов, в том числе и Эркетеневского. Во время закрытия плакали и старики, и взрослые, и дети. Однако духовенство всячески обходило запреты, проводили обряды в других помещениях. Калмыки не могли смириться с таким положением дел, ходатайствовали о восстановлении храмов. Областная Канцелярия рассмотрела вопрос, через год упразднённые хурулы открыли вновь.

Станица Потаповская располагалась вблизи современного х. Сиротского, Комиссаровского сельского поселения. Ранее она называлась Балдрской, отсюда и наименование хурула — Балдрахурул. Численность духовенства в 1897 году – 17 человек. По прибытию красных в ст. Потаповскую в 1918 году были расстреляны последний бакша хурула Санджи Шагашов, а также гелюнг Намджал Бурвинов. Гелюнг Яков Никитович Бурвинов был сослан на строительство Беломорканала. После уезда калмыцкого населения в Калмыцкую автономную область и во вновь созданный Калмыцкий район Ростовской области, Балдрский хурул в 1920-е годы разобрали на постройки. Строительный материал пошёл на сооружение общественных зданий в населённых пунктах вновь созданного Калмыцкого района.

Если следовать от с. Дубовского в сторону х. Новогашунского, по левой стороне р. Гашун можно увидеть остатки усадеб и фундаментов жилищ. Это калмыцкая казачья станица Чунусовская. В её юртовом хуторе Хурульном основали храм – Чоносовский хурул, он, впервые упомянут в переписи 1873 года. В начале XX века выстроили новое здание, которое было возведено на высоком каменном фундаменте, снаружи стены были обшиты досками, окрашены.

Находки на месте Чонусовского хурула, слева ритуальный буддийский колокольчик, Будда медицины, перстни священнослужителей, 2016 год.

Бакшами хурула стали Нимя Учуров, Улан Учуров, Прин Цеденов. Последний бакша перед революцией – Григорий Цебеков, он служил в Донской армии, в 1920 году награждён орденом Св. Станислава 3 ст., в эмиграции – в Константинополе. Улан Адучинов был бакшой Чоносовского хурула с 1917 по 1929 годы.  Репрессирован в 1929 году. Чоносовский хурул в 1930-е годы разобрали на строительные материалы, которые перевезли в новый Калмыцкий район и использовали для строительства общественных построек.

Центром нынешнего СПК «Заречное» является ст. Эркетиновская (до 1930-х гг. – Эркетинская). Здесь был Эркетеневский деревянный храм, утверждён правительством к постройке в 1842 году. Новый, каменный хурул построили в начале XIX века. Здание возвели из кирпича, печи, стены и пол выложили белой кафельной плиткой, на стенах плитка с этюдами из буддийской символики.

Эркетеневский хурул, 1918 год.

Скульптурное изображение Будды возвели величиной около 3 метров. Фигуры четырёх махараджей – буддийских верховных жрецов размещались с наружной стороны здания, по одному на каждой из четырёх стен, более 2,5 метра в высоту. Мастера позолотили их чистым золотом. Это был не отдельно стоящий храм, а целый комплекс построек, включавших лечебный корпус, школу, столовую, жилище бакши, гелюнгов. Стены классов школы отделали кафельной плиткой, потолок – в лепнине, печь также покрыли кафелем. Директор Андреевской средней школы Ю.П. Горелкин рассказывал, что в 1960-е годы в нём находилась Эркетиновская начальная школа, плитки ещё оставались на потолке и стенах, были видны следы мозаики.

При Эркетеневскомхуруле имелись должности: благочинный, эконом, эмчи – врач, зурхачи – астролог, зурачи – художник, другие служители. Были хурульские хоры мальчиков-манджиков. Из 9 служителей духовенства 8 имели домашнее образование и один низшее.

Калмыцкое духовенство в станице возглавляли: бакша Б.Ч. Ушанов, бакша Л.С. Бакинов. Бакша Дамбо (Дамбо-Даши) Ульянов был выдающийся человек, послуживший на славу России. Он жил 3 года в Петербурге, был вольнослушателем Военно-медицинской Академии. Совершил две поездки во Внешнюю Монголию, где в столице Угре 4 года обучался тибетской медицине.Затем совершил путешествие на корабле, посетил Константинополь, Цейлон, Сингапур, Японию, оттуда оправился в Пекин и на Тибет.

Из путешествия бакша привёз «Ганджур» и «Данджур», священные книги для всех буддистов мира, подлинники до сих пор не найдены. Опубликовал на русском языке подстрочный перевод четырёх тибетских текстов книг по лечению чумы, холеры и проказы, перевёл «Учебник тибетской медицины», лечебное пособие «Чжуд-ши» («Тантра основ»).

В междуречье Дона и Волги в 1889-1891 годах разразилась эпидемия холеры, уносившая жизни целых поселений. Д. Ульянов лечил людей и добивался несомненных успехов. Он устроил в хурул едва помещения – молельное и лечебное, в котором стояли ванны. На основе исследований врачей грязь Грузковского озера (что рядом с р. Маныч) по своим свойствам не уступала лучшим лечебным грязям России и Западной Европы. Калмыки издавна умели излечиваться от некоторых болезней солёной водой из озёр, принимая натуральные ванны, нагретые солнцем. Дамбо-Даши посылал в дальний путь повозки, на волах везли лечебную грязь, которую доставляли в ст. Эркетинскую из санитарной станции «Вагнеровская».

Зунгру-бакши Эркетевского хурула  Дамбо-Даши Ульянов.

Группа калмыков в 1904 году отправилась в Тибет на поклонение Далай-ламе. Это официальная версия, вместе с паломничеством была осуществлена разведывательная операция спецслужб Генерального Штаба. Англосаксы во все времена искали в Азии «мягкое подбрюшье» Российской Империи. Военное  ведомство решило направить в регион казаков-калмыков, предполагалось изучить дороги из России в эту страну, а также собрать сведения о золотых приисках Тибета, другие данные разведывательного характера. Участниками экспедиции были эркетинцы — гелюнг Бадьма Ушанов, урядник Лиджи Шарапов, они хорошо знали тибетский язык.

В пути, в земле Карашарских калмыков-торгоутов, умер возглавлявший группу профессиональный разведчик подъесаул Н.Э. Уланов, руководство взял на себя Д. Ульянов. Зазимовали у Цайдамских калмыков, с которыми бакша нашёл общий язык. Разведчики переоделись в одеяния буддийских монахов и стали изображать паломников. Первое время непальцы держали группу под постоянным наблюдением, но вскоре местные ламы убедились, что встретили в лице Дамбо-Даши большого знатока учения Будды. Благодаря знаниям и таланту его стали принимать с подобающим почётом.

Группа пробыла в Лхасе 3 месяца, Д. Ульянов вступил в тайные переговоры с голданом Гива-Рамбуче, который правил страной в отсутствие Далай-ламы, бакша из первых рук получал сведения об истинном положении дел в стране. После успешного выполнения задания разведгруппа прибыла в Россию и отправилась в родные края. На ж/д ст. Ремонтная (х. Дубовский) прибыли 10 февраля 1906 г., где их торжественно встречали.

Д. Ульянов вёл путевой журнал, куда заносил шифрованные сведения, на их основе подготовил для Военного министерства доклад о проделанной работе. С этого документа до сих пор не снят гриф «секретно». Информация стала основой для принятия дальнейших решений российской дипломатии. Позиции России в данном стратегическом регионе существенно укрепились.         

Священнослужитель умер в 1913 году, похоронен в станице Эркетинской. В 1970-е годы вели оросительный канал, местные жители ст.Андреевской обратились с просьбой к калмыцкому руководству перенести прах в Калмыкию. Ульянов Дамбо Ульянович нашёл последнее упокоение на кладбище с. Троицкого Целинского района.

Это был выдающийся просветитель калмыцкого народа, признанный  авторитет  в  области буддийской философии, о врачебных способностях которого ходили легенды не только у калмыков, но и среди русского населения.

Во время Гражданской войны хурульная библиотека хранилась в кумирне, её вытащили и предали огню. Молебенная часть Эркетинского хурула в 1920-е гг. сгорела, а лечебная осталась, в 1970-е гг. стены ещё стояли. Строительные материалы из остатков хурула пошли на сооружение общественных зданий в новом Калмыцком районе. В XXI в. уцелело одно из зданий, сейчас это жилой дом.

Когда калмыков в 1943–1944 годах отправляли в ссылку, собирая вещи, они брали с собой буддийские иконы, статуэтки божеств, лампады, после окончания ссылки святыни вернулись на родину.

 Землячество потомков ст. Эркетинской решило увековечить Памятным знаком то место, где стоял хурул. В 2013 году состоялось его открытие. Прозвучала буддийская молитва, по калмыцкому обычаю территорию хурула обошли под водительством лам. Атаман Калмыцкого казачьего округа Э.Н. Манжиков и председатель Совета Эркетинских казаков-калмыков А.А. Назаров открыли памятник.       

     Церемония открытия Памятного знака на месте Эркетеневского хурула. 2013 год. 

Станицы Потаповская и Чунусовская исчезли с карты Дубовского района, ст. Эркетинская (н/в Эркетиновская) осталась, калмыки здесь не проживают. На месте Чоносовского храма – вспаханное поле около х. Новогашунского.

Локацию Потаповского (Балдрского) хурула пока установить не удалось.                                                                   В.А. Дронов, член Союза краеведов России.

Светоч - новости Дубовского района
Добавить комментарий