Мы продолжаем публиковать фрагменты из сочинений – победителей районного конкурса, посвященного 100-летию со дня образования Дубовского района – «Мой район – моя гордость». Чужданова Антонина, ученица 8 класса Романовской школы в своем сочинении с большой теплотой рассказала о своем родном хуторе. Ее работа в районном конкурсе в своей возрастной категории заняла первое место. Всего было три первых места. Вот фрагмент из сочинения Антонины:
«Милая, родная донская степь. Я видел Кавказ и Карпаты, дунайскую равнину и волжский Плес, отроги Урала, золотые пески Болгарии и озерный край Моравии, но ничего не встретил ближе и дороже, чем эти неоглядные, изрезанные косыми балками, вздыбленные крутыми холмами, вроде бы и совсем неприметные места, где родился и рос. Уезжая за тридевять земель от родных мест, я всегда вспоминал степное разнотравье с пряным ароматом чабреца (если не спутаешь ни с чем другим на свете) и скупые краски этой степи».
В. Моложавенко.
«У каждого человека есть своя малая Родина — место, где ты родился и вырос: город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.
Куда ни кинь свой взор, на востоке Ростовской области — кругом степь бескрайняя, кое-где расчлененная балками, оврагами. Обильно заснеженная зимой, ярко цветущая всеми красками радуги весной, серая, иссушенная зноем с пучками неприхотливой полыни летом, степная равнина манила людей своей обширностью.
Разнообразен животный мир степи. На реках Сал и Гашун — обилие уток, в обеих степных реках много рыбы, раков и разной речной живности. Это и послужило причиной заселения когда-то безлюдных степей.
Земля на территории Дубовского района принадлежала донским казакам.
У хуторов Романовского сельского поселения – Моисеева, Романова и Донского – давняя и большая история.
По данным архива в станице Екатерининской значится хутор Моисеев при реке Сал по обеим сторонам 17 дворов, это было в 1837 году. В 1879 году основана Успенская церковь в хуторе Моисеев. Хутор Моисеев был самый густонаселенный пункт. По переписи 1926 года в хуторе Моисеев значится 100 дворов, в которых проживает 470 человек — казаки и великороссы. Моисеев славился не только церковью, но и водяной мельницей. Ее построил на реке Сал Кандауров, где жил со своими детьми, а их у него было 11 человек. До настоящего времени то место, где находилась мельница, называется Кандаурова яма. Семью Кандаурова раскулачили, но все люди сочувствовали им, так как они были очень хорошие люди. В стороне от Кандауровой мельницы стояла ветряная мельница Кравченко Филиппа Васильевича. У него была жена, 2 сына и 3 дочки. Работников не держали. В хозяйстве у него были корова и домашняя птица. Мельницу он сдал в колхоз и его не раскулачили. Зажиточно жили Казинцевы, Усковы. У них были веялки, косилки, много скота. После выселения Казинцевых, их дом отдали под клуб. В хуторе была своя церковь, но Успенская церковь сгорела в 1936 году от попадания в нее молнии. Старожилы рассказывали, что в те далекие времена, в праздники сюда съезжалось множество народа со всей округи. На том месте, где раньше была церковь, сейчас стоит крест. Сегодня хутор Моисеев малочисленный, и только его разбросанность и оставшиеся кое-где старые деревья и небольшие курганчики, а также могилы священников – семейной четы, напоминают нам о былом величии хутора.
Хутор Романов получил свое название по имени первого жителя – Киптилова Романа.
Заселение хутора началось примерно в 1921 году по реке Сал за мостом в сторону хутора Донской. Эти земли раньше принадлежали калмыкам, и они дали разрешение поселиться на этих землях Киптилову Роману со своей семьей. По рассказам стариков, калмыки ездили к этому Роману в гости, но посчитали, что добираться далековато и поэтому разрешают переселиться Киптилову в северную часть сегодняшнего хутора. Сначала в этом хуторе было 5-6 дворов, в 1922 году появились новые семьи и располагались дворы по одной линии от реки Сал. Это семьи Грудининых, Ткачевых, Туркиных, Твердохлебова Гавриила, Костенко Михаила, Тимошевских. В настоящее время в хуторе живет уже шестое поколение Киптиловых. Каждый хозяин в своем дворе высадил деревья, разбил огород, разводил домашний скот, чем и кормили свои семьи. Тяжело жилось нашему народу до революции. Многие крестьяне не имели земли, скота, тогда они вынуждены были наниматься на работу к помещику, но и тот, кто имел земли, все равно работал на помещика за то, что он дал им еще участок. Некоторые жители работали в работниках в хуторе Молокан, который находился в северной части хутора Романов. По переписи 1926 года в хуторе Молокан значится 9 дворов, в которых проживает 68 человек, в хуторе Романов — 42 двора с численностью населения в 251 человека. Молокане были очень зажиточные люди, у них была своя бригада, где имелась молотилка, кузня, подвал для овощей, много скота. После раскулачивания семьи Сергеевых из хутора Молокан, в их доме открыли школу. В 1933-1934 годах хутора Молокан не стало, и все имущество передали в колхоз.
А на месте хутора Донской находилась «Экономия». Некий помещик Верхоломовский арендовал земли у калмыков и делал свои «экономии». Их у него было 28 «экономий», одна из них находилась в хуторе Донском и работали там переселенцы из Кубани. По архивной справке 1926 года в ней числилось 19 дворов, где проживало 96 человек. Крестьяне жили на берегу реки Сал за мостом. Им запрещалось ловить рыбу в реке, косить сено, подходить близко к помещичьему имению — за все это грозил штраф. Одежда крестьян была жалкой, шили ее из холста или мешковины, на ногах — самодельные сандалии или лапти, ведь недаром Россия называлась лапотной. Электричество заменяла лучина, вместо керосина — суслиный жир.
В хуторе Романов была создана артель, председателем которой был Солодунов Тимофей Григорьевич. В ее состав вошло 22 двора, хозяйство было общие: земля, коровы, лошади, орудия труда. Работали в артели коллективно, доходы делили на «душу» населения всем поровну. Но жизнь крестьян еще оставалась тяжелой, так как орудия труда были примитивными. Основные работы выполнялись вручную. Землю обрабатывали быками, лошадями…»
«…Я горжусь своей малой родиной. Из года в год здесь становится все лучше и лучше. Благодаря сплоченности жителей хутора, сажаются новые молодые деревья, клумбы с цветами.
Да многие из нас, вырастая, покидают отчий дом, родной хутор. Создают семьи в дальних городах, чужеземных странах, но кровное родство со своей малой Родиной остается на всю жизнь.
В новых городах мы невольно начинаем искать своих земляков, общаться с ними, мы вздрагиваем, когда по телевизору или радио, а может, и в социальных сетях встречаем упоминание родного хутора.
Малая Родина – это любовь навсегда. Я хочу, чтобы каждый житель Дубовского района, хоть раз посетил мой родной уютный уголок и я уверенна, что он не останется равнодушным».
А Полина Пащенко, воспитанница детского сада «Золушка», в районном конкурсе получила третье место за своей рисунок. Поздравляем ребят и их наставников!
Наш корр.