Икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» стала широко почитаться в XVII веке. В 1688 году родная сестра Патриарха Иоакима Евфимия Папина, долгое время страдавшая от незаживающей раны на теле, получила исцеление по молитвам перед этим образом. После этого чуда в честь этой иконы, находившейся в одном из московских храмов, были в короткое время написаны сказание, служба и молитвы. Вероятно, планировался выход печатного издания, и для него готовились гравюры. Списки образа делали мастера Оружейной палаты, икона стала приобретать новые черты и детали. Так Богоматерь на ней может представать в разных позах, с Младенцем или без, в окружении не только страждущих людей, нуждающихся в Её помощи, но также ангелов и святых.
За основу образа, перед которым молилась сестра Патриарха Евфимия, иконописец взял западноевропейский тип изображения Девы Марии. Но похожие иконы и раньше встречались в православной традиции. Известно, что параллельно с московским в других регионах существовал очень похожий тип изображения Богородицы «Умиление и Посещение в беде страждущим». Со временем его название ушло из обихода, и два похожих образа слились в один.
Кроме того, среди чудотворных богородичных икон упоминается «Всех скорбящих Радость», бывшая когда-то в Киево-Печерской лавре. Неизвестно, как она выглядела, но, по преданию, в больничный храм её принёс в XII веке святой праведный князь Никола Святоша. Сторож и больные не раз видели, как по ночам лазарет посещала некая Женщина, и после этого кто-то обязательно выздоравливал. Однажды Она, отвечая на вопрос больных, сказала: «Я — скорбящих Радость».
Стоит отметить также, что образ «Всех скорбящих Радость» — самый распространённый среди литых старообрядческих икон.
Таким образом, невозможно определить, как, где и когда впервые появилась икона «Всех скорбящих Радость». Но очевидно, что Божья Матерь, как Утешительница, способная любую скорбь превратить в радость, не раз привлекала иконописцев в разных уголках христианского мира.
Притча дня
Один философ дал епископу Евагрию три золотых и взял с него расписку, что получит в будущей жизни их от Господа. Расписку заповедал своим детям положить ему в гроб, и дети исполнили его завещание. На третий день философ является во сне к епископу и говорит: «Иди, возьми свою расписку, я все сполна получил от Господа по ней». Тогда епископ спросил его детей о расписке, и, действительно, после открытия гроба нашли расписку его собственной рукой подписанную: «Благодарю тебя, Епископ Евагрий, с большей прибылью я получил всё от Господа».
Эти же слова подтверждает и Евангелие: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20-21).



