На этом месте, где сейчас стоит новый поклонный крест, раньше стоял крест, но со временем обветшал. Поэтому, собравшись вместе, инициативные жители хутора – потомки донских казаков, своими силами установили поклонный крест.
На Руси издревле существовала традиция установки поклонных крестов. Эту традицию чтут и сейчас. При этом даже среди церковных людей далеко не все знают, откуда появилась традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.
Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше её крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.
Что касается происхождения этой традиции, учёные считают, что, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.
Историки говорят, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы – как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.
На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Учёные предполагают, скорее всего, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» – кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.
Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест – тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых.
Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты — фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету — скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.
В любом случае, бережное отношение к истории, почитание традиций своего народа, крепкая и непоколебимая вера в Бога – залог счастливого настоящего и светлого будущего.
Сергей Бодряков, заместитель губернатора Ростовской области, атаман Всевеликого войска Донского, однажды, в одном из интервью сказал, что современных донских казаков, как и в предыдущие эпохи, отличает от других казаков самоидентификация и связанные с ней культурно-поведенческие сценарии, основанные на обычаях, традициях и культуре донских казаков. Поклонный крест является символом веры и единства местного сообщества, а также напоминанием о важности духовных ценностей.
Поклонный крест служит защитой и благословением для жителей и гостей населённого пункта.
Т. КУДЕЛИНА.
Фото из личного архива С.В. Яцкого, главы администрации Романовского с/п.