Через неделю после сошествия Святого духа Церковь назначила день Всех Святых, хотя в православном календаре практически каждый день посвящен или как-то связан с Божиим угодником. В их общий праздник особенно очевидно, насколько разными путями святые шли к Богу. Собор Всех Святых, во вселенной просиявших, — настоящий семейный праздник нашей Церкви.
Святые помогают нам понять, как можно и должно жить по заповедям, чтобы спастись: они стремятся к Господу, и Он проделывает большую часть пути навстречу. Церковь хранит молитвенную память о наших прославленных Богом предках — не музейную, архивную, а живую и деятельную. Каждый в крещении получает имя святого, который становится его молитвенником и хранителем. Мы обращаемся к угоднику Божию, в честь которого названы, в скорбях и житейских обстоятельствах, как к другу, с которым связаны по любви и заботе наших родителей.
Ежегодно 27 июня Церковь вспоминает расстрелянных в 1938 году на Бутовском полигоне новомучеников — протоиерея Александра, священника Павла и диакона Николая. До наших дней сохранились фотографии, сделанные для палача в Таганской тюрьме. Краткие жития священномучеников — в разделе «День памяти святых».
Преподобный Елисей Сумской, Соловецкий (XV–XVI)
Из жития святого известно предсмертное обстоятельство, которое потрясло братию Соловецкого монастыря.
Четыре инока ловили рыбу в 60 верстах от монастыря, когда один из них, преподобный Елисей, почувствовал приближение смерти. Он скорбел, что не был пострижен в схиму, и братья решили везти его в ближайшее подворье — Суму, но не успели — он скончался. Но после молитвы ко святому основателю монастыря Зосиме, ожил, принял схиму, причастился и отошел к Богу.
Однако имя святого было забыто, и только через столетие, когда его гроб обнаружился на поверхности земли, начались явления святого и исцеления, о святом вспомнили, в 1668 и 1710 исследовали обстоятельства его жизни.
Собор Дивеевских святых
Сегодня Церковь вспоминает и прославляет святых, чья земная жизнь или подвиг были связаны с Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырём. В Собор включены семнадцать святых. Дивеевский монастырь — один из самых чтимых на Руси. Церковный историк Сергей Нилус в начале двадцатого века писал: «Святыня — это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места».
Первая монашеская община в Дивеево появилась в шестидесятых годах восемнадцатого века. Её основала преподобная Александра Дивеевская, в миру — рязанская помещица Агафия Семёновна Мельгунова. Именно ей было откровение Божией Матери, в котором Царица Небесная назвала Дивеево своим четвёртым земным уделом. Почти пятьдесят лет, до самой своей кончины в тысяча восемьсот тридцать третьем году, покровителем Дивеевских сестёр был преподобный Серафим Саровский. В тысяча восемьсот шестьдесят первом году община обрела статус монастыря.
В Соборе Дивеевских святых прославляются преподобные Марфа и Елена Дивеевские, монахини, отличившиеся особенной кротостью, послушанием, смирением. Вошли в сонм Дивеевских святых блаженные Пелагия, Параскева, Мария. Их подвиг, юродство, был особым, непостижимым обычным людям. Церковь вспоминает в этот день и тех сестёр и духовенство обители, кто пострадал за Христа в годы советской власти и принял венец мученичества.
Церковь обращается к ним: Молитесь за нас ко Господу, все святые, в земле Дивеевской просиявшие.
Новомученики и исповедники Российские
Обретение мощей священномученика Владимира (Богоявленского) (1992)
Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский — первый иерарх, пострадавший от гонений на Церковь в годы революции.
Родился будущий митрополит Владимир в 1848 году в Тамбовской губернии в семье священника. Он окончил Киевскую духовную академию и некоторое время преподавал в Тамбовской семинарии, но, став священником, оставил преподавание. Когда же умерли его жена и единственный ребенок, он принял монашеский постриг. Сначала его назначили настоятелем монастыря, а в 1888 году возвели в сан епископа.
Где бы ни служил владыка, он неустанно проповедовал, заботился о просвещении паствы и помогал простому народу. Когда Поволжье поразили эпидемия холеры и голод, случившийся из-за неурожая, владыка был епископом Самарским. Он организовал сбор пожертвований для пострадавших, открывал бесплатные столовые для голодающих, бедноты и детей в школах, бесстрашно посещал холерные бараки, исповедовал и причащал заболевших.
В 1892 году владыку Владимира назначили экзархом Грузии. За время его служения в Грузии было построено более 100 храмов и открыто более 300 приходских школ. Во время эпидемии холеры на Кавказе при тифлисских церквях для народа были устроены бесплатные столовые.
Став в 1898 году митрополитом Московским, владыка Владимир учредил религиозно-просветительские чтения и курсы для беспризорников, фабричных рабочих, публичные диспуты для интеллигенции. Он лично проповедовал среди рабочих, не боясь споров с революционными агитаторами. Не забывал он и служения милосердия: боролся с народным пьянством, открывал дома призрения и милосердия.
В 1912 году митрополит Владимир становится во главе Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, а с 1915 года возглавляет Киевскую митрополию. В 1917 году, когда часть киевского духовенства начала выступать за независимость и самостоятельность Украинской Церкви, митрополит Владимир твердо отстаивал единство Русской Православной Церкви.
В то время в Киево-Печерской Лавре, где жил владыка, началось сильное брожение и даже митинги среди монахов. Раздавались требования «демократизации церковного управления» и имущественного равенства. Монахи жаловались окружившим монастырь революционным войскам на то, что они-де хотят устроить в монастыре советы и комитеты, а митрополит не позволяет им.
Вечером 25 января 1918 года к митрополиту пришли пять вооруженных солдат во главе с человеком в бескозырке. Ранее монахами был пущен слух, что у владыки хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал. Не найдя денег, бандиты решили убить митрополита. Перед смертью владыка сказал: «Господи! Прости мои согрешения — вольные и невольные…», и перекрестив, благословил своих убийц: «Господь вас благословляет и прощает…»
Изуродованное тело владыки Владимира нашли утром следующего дня прямо под стенами Лавры. Митрополит Владимир стал первым священнослужителем, убитым в годы революции. Тысячам людей Церкви предстояло вслед за ним пострадать за свою веру. В 1992 году Архиерейский Собор прославил митрополита Владимира (Богоявленского) в лике священномучеников, и установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 7 февраля — в день кончины владыки. 27 июня Церковь вспоминает день обретения его мощей.
Священномученик Александр Парусников (13 октября 1879 — 27 июня 1938)
Из тюрьмы протоиерей Александр передал несколько написанных на папиросной бумаге записок, которые пронес освободившийся заключенный в каблуке сапога:
«Дорогая Саша, спасибо тебе за то счастье, которое ты мне дала. Обо мне не плачь, это воля Божья».
«Мой дорогой Сережа, прощай. Ты теперь становишься на мое место, — писал священник старшему из 10 детей. — Прошу тебя не оставлять мать и братьев и сестер, и Бог благословит успехом во всех делах твоих. Тоскую по вас до смерти, еще раз прощайте».
«Дети мои, всех вас целую и крепко прижимаю к сердцу. Любите друг друга. Старших почитайте, о младших заботьтесь. Маму всеми силами охраняйте. Бог вас благословит».
Отец Александр был 12-м ребенком в семье священника Сергия, но по окончании семинарии не собирался становится священником — поступил в Императорское техническое училище. Однако получив в 1908 году письмо от отца, который призвал его на свое место, приехал вместе с женой Александрой Ивановной. Рукоположил его будущий священномученик Владимир Богоявленский (память которого также совершается сегодня).
С началом гонений от советской власти все члены семьи священника стали лишенцами, им не полагались продуктовые карточки, а значит, и все государственные магазины были закрыты для них, а в редких частных было дорого.
Один из эпизодов тех лет. Сочельник перед Рождеством Христовым, завтра великий праздник, а у них в доме ничего нет, даже хлеба. Александра Ивановна сидит за пустым столом грустная. Отец Александр собирается идти в храм ко всенощной, открывает дверь на крыльцо и кричит: «Мать, иди сюда!» Александра Ивановна вышла, и видит — на крыльце стоят два мешка, а в них хлеб, крупа и картофель.
В конце двадцатых годов у отца Александра отобрали полдома, поселив туда начальника местной милиции, сын которого работал в Московском ОГПУ. Сам он болел туберкулезом в открытой форме. Обычным его занятием было ходить по дому, в особенности в той половине, где жила семья священника, и плевать. Александра Ивановна не раз становилась перед ним на колени и, умоляя его не делать этого, говорила:
— Мы виноваты, но пощадите детей.
— Поповская сволочь должна дохнуть, — говорил тот в ответ.
Вскоре в семье священника заболел туберкулезом сын, затем другой, затем заболела дочь, потом другая дочь. Не проходило года, как Александра Ивановна провожала кого-нибудь из детей на кладбище.
В школе детей отца Александра преследовали как детей священника, показывая им в каждой мелочи, что они неравноправны относительно других. Если дома они что и поедят, то в школе уже сидят весь день голодные. Других детей администрация школы распорядилась кормить: им давали завтрак, а детей священника отсаживали в это время на отдельную лавку.
Семья священника до последней возможности держала корову, которая, как и во многих семьях тогда, стала единственной кормилицей, но и она властями была отобрана. Отец Александр был в это время в храме. Вернувшись домой, он увидел пришедших в смятение домашних и спросил, что случилось.
Александра Ивановна сказала:
— Корову увели у нас со двора.
— Корову увели? Пойдемте все быстренько; детки, вставайте на коленочки. Давайте благодарственный молебен отслужим Николаю Чудотворцу.
Александра Ивановна с недоумением посмотрела на него и воскликнула:
— Отец?!
— Сашенька, Бог дал, Бог взял. Благодарственный молебен давайте отслужим, — сказал отец Александр, тем самым показывая, как надо отвечать на злобу незлобием и Господа благодарить не только за сладкое, но и за горькое, чтобы благодарным принятием горького вкусить душе плоды райские.
С тех пор, как у них не стало коровы, каждый день на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Старшие дети долгое время дежурили у окна, выходящего на крыльцо, чтобы узнать, кто приносит им хлеб и молоко. Бывало, до глубокой ночи высматривали, но так им и не удалось увидеть благотворителя.
По ночам отца Александра часто вызывали в НКВД и однажды сказали:
— Уходи из церкви, ведь у тебя столько детей, а ты их не жалеешь.
— Я всех жалею, но я Богу служу и останусь до конца жизни в храме, — ответил священник.
2 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. В это время он находился в Таганской тюрьме в Москве.
Протоиерей Александр Парусников был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Павел Иванов (1875 — 27 июня 1938)
В марте 1938 священника Павла арестовали на основе допросов штатных свидетелей. Он отверг обвинения в контрреволюционной деятельности. Вскоре были арестованы сами следователи.
В 1901 года, после смерти отца-священника, Павел был рукоположен на его место в Успенский храм родного села Цуриково (Смоленская область). С 1910 года — полковой священник 7-го Туркестанского стрелкового полка. С 1919-го по 1926 год отец Павел служил в Покровском храме в селе Тупичево Городнянского уезда Черниговской губернии. В 1926 году священник переехал в Москву, где в это время жила его мать, и был назначен служить в Успенский храм в село Обухово Солнечногорского района Московской области.
— Виновным себя в предъявленной мне контрреволюционной деятельности не признаю и ее отрицаю, таких высказываний никогда не было, — свидетельствовал отец Павел на допросе в марте 1938 года.
На место арестованных следователей через некоторое время пришли другие, но это нисколько не повлияло на судьбу священника. 2 июня 1938 года тройка НКВД, на основании тех же показаний лжесвидетелей, приговорила отца Павла к расстрелу. Священник Павел Иванов был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Николай Запольский (1889 — 27 июня 1938)
Отец Николай служил диаконом с 1920 года, с 1925 — в селе Большие Вяземы Звенигородского уезда. В его семье родилось 6 детей. В марте 1938 года его арестовали.
Отца Николая обвиняли в клевете на советскую власть и контрреволюционных высказываниях. В ходе следствия проводились даже очные ставки. Лжесвидетельница Панова на очной ставке показала, будто она в феврале 1938 года была в церкви и просила у диакона разрешения взять золу на удобрение для колхоза, на что тот ей ответил: «Что власти помогаешь? Хотите выполнить восемь миллиардов пудов хлеба? В 1938 году это вам не удастся, скоро советской власти не будет, скоро придет папа Римский, он покажет, как крестьян мучить. Хотя вы и взяли попов, но скоро царь будет, и коммунистов скоро вешать будем за этих попов».
Диакон Николай отверг эти обвинения:
— В феврале 1938 года с Пановой я не встречался в церкви и ничего ей не говорил. И в церкви Панова никогда не была.
2 июня тройка НКВД приговорила диакона к расстрелу. Диакон Николай Запольский был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Иосиф Сиков (1873 — 27 июня 1918)
4 года после рукоположения во священники прослужил отец Иосиф в Знаменской церкви Верхнетагильского завода. Отец 8-ми детей был расстрелян большевиками 14 (27) июня 1918 года.
Источник — foma.ru