1 ЯНВАРЯ — ОСВОБОЖДЕНИЕ ДУБОВСКОГО РАЙОНА

Январь для жителей Дубовского района является судьбоносным. Ведь именно 1 января 1943 года считается днем освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне. В преддверии этой важной даты для каждого дубовчанина, мы попросили краеведа Александра Терехова рассказать, об участии 6 механизированного корпуса, возглавляемого генерал-майором танковых войск Богдановым Семеном Ильичом, в освобождении нашего района от оккупантов. Этому корпусу спустя всего неделю за успешные боевые действия был присвоен статус «гвардейского». И с того времени он стал называться 5 гвардейским Зимовниковским механизированным корпусом.

#Чтобы помнили

-=-=-=-=-=—=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Для деблокирования окруженных в Сталинграде немецких войск к середине декабря немецкому командованию удалось образо­вать сильную котельниковскую группировку, создание второй группировки – тормосинской – задерживалось. В связи с этим Манштейн решил начать операцию войсками только одной, котельниковской, группировкой. В нее вошли 57-й танковый корпус в составе  23-й и 17-й танковых дивизий, 16-й  моторизованной дивизии, дивизии СС «Викинг», 6-й и 7-й румынские армейские кор­пуса, 16-я авиаполевая дивизия, румынский кавалерийский корпус в составе 5-й и 8-й кавалерийских дивизий, 6-я танковая дивизия, переброшенная из Франции.

 Советское командование принимало энергичные меры к лик­видации угрозы деблокирования окруженных под Сталинградом немецко-фашистских войск. С этой целью 2-я гвардей­ская армия, предназначавшаяся для участия в ликвидации окру­женных войск 6-й немецкой армии, была перенацелена на раз­гром котельниковской группировки врага. (Операция «Малый Сатурн»).

  Наступление Юго-Западного фронта началось 16 декабря 1942 года и развивалось успешно. Под ударами советских войск оказалась тормосинская группировка противника, которая поте­ряла пять пехотных и одну танковую дивизии, в результате чего была лишена возможности оказать какую-либо помощь гитлеров­цам, окруженным под Сталинградом. Навстречу наступавшей котельниковской группировке немцев стремительно выдвигалась 2-я гвардейская армия под командова­нием гвардии генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского.

   В период с 19 по 23 декабря 2-я гвардейская армия передо­выми частями вела оборонительные бои на рубеже р. Мышкова, а 24 декабря, когда закончилось сосредоточение главных сил армии, перешла в реши­тельное наступление. Ввиду того что немецко-фашистские войска продолжали яростные попытки прорваться на помощь к окруженным, здесь разыгрались ожесточенные встречные бои, закончив­шиеся полным разгромом котельниковской группировки против­ника.

   6-й механизированный корпус из района сосредоточения, северо-восточнее Сталинграда, по приказу командующего 2-й гвардейской ар­мией совершил марш в район Зеты – 40 км юго-западнее Сталинграда, где и сосредоточился к 23 декабря. От этого населенного пункта и начался боевой путь 6-го меха­низированного корпуса, который 9 января 1943 года после освобождения станции Зимовники был преобразо­ван в 5-й гвардейский механизированный Зимовниковский кор­пус.

   Командиром корпуса был  генерал-майор танковых войск Богданов Семен Ильич. Корпус состоял из трех бригад. 51-я механизированная бригада, сформированная  в Горьковской области, командир полковник И.Б. Михайлов; 54-я – на Урале, командир  полков­ник И.В. Студеникин. 55-я – в Челябинской области,  командир  полковник А.Ф. Пашков.

  Здесь необходимо особо отметить, что на укомплектование мо­тострелковых подразделений механизированных бригад пришли бойцы из морской пехоты, прошедшие кадровую службу в Воен­но-Морском Флоте СССР. Это были дисциплинированные, отли­чавшиеся хорошей боевой и политической подготовкой воины. Танкисты с гордостью отзывались о своей бесстрашной «танковой пехоте в бескозырках и бушлатах». Архив МО СССР, ф. 609, on. 272947, д. 4, л. 22.

  Это была неделя очень кровопролитных и жестоких боев, где решалось все, смогут ли немцы освободить  окруженных  в Сталинграде.  Шестой механизированный корпус понес большие потери, но рвался вперед, освобождая населенные пункты и громя врага. К 12 часам 29 декабря восточную часть Котельникова освободили 51, 54 и 55-я механизированные бригады 6-го механизированного корпуса.

Освобождение  Дубовского района шестым механизированным корпусом.

Вечером 29 декабря передовой отряд 6 мех. корпуса вышел к разъезду Мелиоративный (210 км), где встретил сильное сопротивление немцев, на разъезде они устроили эшелонированную оборону. Здесь находилось 6 танков,  до батальона пехоты противника и четыре пулеметные точки, за разъездом расположились две батарей по 4 орудия. Всю ночь шел бой, лишь на рассвете отделение Перова Иван Ивановича ворвалось к зданиям построек и забросало оставшихся там немцев гранатами. Немцы открыли шквальный огонь по 55-й мех. бригаде, наши танкисты на 6 танках с посаженными на них автоматчиками-моряками ворвались в немецкую оборону. Было уничтожено 2 немецких танка, 2 пушки. На разъезде был захвачен танк, 25 машин, 2 эшелона с боеприпасами, 4 орудия. Уцелевшие немцы  ушли в сторону Васильевки. Командир корпуса приказал 54-й мех.бригаде преследовать немцев. Но пришел приказ от командующего 2-й гвардейской армией генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского выделить в его распоряжение 54-ю механизированную бригаду полковника И.В. Студеникина с 79-м танковым полком, которая должна была, «наступая по маршруту Котельниково, Кривский, Малая Лучка, Баклановская, Жуковская, Красный Яр, овла­деть станцией Цимлянская». Этого требовала Ставка Верховного Главнокомандующего. Все эти населенные пункты освободило это подразделение в канун нового года.

    За бой на разъезде Мелиоративный (210 км) на данный момент найдены 10  фамилий бойцов награжденных орденами и медалями. На месте гибели через 78 лет после тех событий  увековечены имена шести воинов, работа по поиску фамилий погибших в этом бою продолжается.

    В то время как 54-я механизированная бригада вела бои у Цимлянской, главные силы корпуса – 51-я и 55-я механизиро­ванные бригады, развивая наступление на юго-запад, завязали бой с 16-й моторизованной дивизией гитлеровцев за железнодо­рожную станцию Семичная в 25 км юго-западнее Котельниково. Наступление поддерживала артиллерия корпуса. Штаб корпуса расположился в железнодорожной будке в 6 километрах от станции Семичная.

    Командир корпуса направил 55-ю мех.бригаду из 7 танков захватить конеферму Семичная и Ленина, так как разведка доложила о скоплении немцев в этом районе. В 11 часов доложили о взятии конефермы Семичная, и что 10 немецких танков и 60 машин отходит вдоль железной дороги. Это сыграло злую шутку, командир был уверен, что занята станция Семичная. Направил преследовать отступающего противника 51-ю мех. бригаду с шестью танками. На подходе к станции Семичная бригада попала под перекрестный танковый и артиллерийский огонь со стороны станции и хутора Васильевский. Было подбито два танка Т-34, наша пехота залегла. Командир бригады Карев Василий Иванович нанес удар во фланг с севера от железной дороги, направил два стрелковых батальона в атаку на ст. Семичную. Немцы предприняли танковую атаку, наши танкисты приняли встречный бой, атака была отбита, но и наши части отошли на  300 метров от станции.

   Немцы создали вокруг станции Семичная и хутора Комиссаровского (ныне хутор Семичный. Он так стал называться в 60-х годах) и  две линии обороны.  Здесь они собирались остановить наши части, даже находившийся  в клубе госпиталь на 300 раненых не эвакуировали.  На крыше клуба установили два шестиствольных миномета (Nebelwerfer . – «туманомёт), наши солдаты называли его Ванюша.

  Введенная в бой 55-я мех. бригада с южной стороны от железной дороги тоже не смогла дойти до окраины хутора. Вела целый день бой, окопавшись в 200 метрах.

   Немцы нанесли  очень сильный ответный удар 6 батареями, это 24 орудия, по балке Васильева, балке Комиссарова и западным отрогам балки Семичная. Там шла концентрация наших войск для атаки. Разведкой было обнаружено в хуторе Комиссаровский 18 танков, 4 батареи шестиствольных минометов, 8 противотанковых орудий,  10 крупнокалиберных пулеметов и 5 минометных батарей.

    Командир корпуса собрал в штабе офицеров и поставил задачу 31 декабря 1942 года взять станцию Семичная и хутор Комиссаровский. Рано утром на огневую позицию выдвинулись Катюши 409-го дивизиона,  расположились в балке Вязенка. На высоте 126.1 расположился 78 танковый полк, точнее 9 танков. Командой к атаке должен был послужить залп Катюш. Первый залп произвели девять машин БМ-13, которые выпустили 140 реактивных ракет по хутору и станции. Машины после залпа начали менять запасную позицию в балке Семичная. Наши подразделения пошли в атаку, танкисты с открытыми люками на полной скорости пошли к хутору, так как станция и хутор горели, то  из-за дыма было плохо видно направление.

  51-я мех. бригада ворвалась с севера на станцию, завязался жестокий бой. Танкистам 78 тп с десантом оставалось до хутора всего 400 метров. Из сада с южной стороны  Комиссаровского открыли огонь по танкам, не обнаруженные разведкой четыре батареи орудий. Два танка загорелись, танкисты открыли огонь, уничтожили 4 орудия. В этот момент из-за железнодорожного полотна появилось 18 юнкерсов, сменяя друг друга,  бомбили наши части.

Вот что написано в журнале боевых действий 6 мех. корпуса. (немецко-фа­шистские части, поддержанные авиацией, которая только за один день 31 декабря совершила 28 налетов группами по 12-15 само­летов, оказывали сильное сопротивление).

Авиация подбила еще четыре Т-34, оставшиеся танки с десантом ворвались в сад огнем и гусеницами давили немецкие орудия. Катюши произвели еще один залп по станции, уничтожили штаб немцев, госпиталь (клуб) 8 минометов, 7 танков, девять орудий. Много пришлось поработать саперам 80-го отдельного саперного батальона капи­тана А.В. Турецкова по обеспечению безопасности движения. Продвигаясь с передовыми отрядами, они только за два дня обез­вредили 369 мин, 11 фугасов, 23 мины замедленного действия и много мин-сюрпризов, обеспечив свободу маневра наступающим соединениям корпуса.

Бой длился целый день, разведка обнаружила отход части немцев в направление разъезда Минаев 55-я мех. бригада начала преследование противника стремительной атакой, предпринятой к концу дня 31 декабря, противник был разбит и соединения корпуса заняли железнодорожную станцию Семичная. Наши войска при освобождении потеряли убитыми 300 человек, 9 танков, одну БМ-13 Катюшу, шесть транспортных машин.

  После боя убитые были похоронены в трех братских могилах у школы, возле вокзала, на кладбище.  Но в 1962 году останки бойцов перенесли к клубу. Перезахоронение производили Котляров Юрий Кузьмич, Бородин Борис Иванович, Киреев Юрий Иванович (Мабута была кличка), Пруглов Василий Михайлович был председателем Сельского совета. На месте перезахоронения был установлен памятник. Более 150 человек получили правительственные награды за освобождение Семичного.

   Интересный факт в районной газете «Светоч» за 4 января 1986 года. Великородная Ксения Афанасьевна,  Динна Мария Петровна, Рябышева-Захарова Юлия Михайловна на встрече с участником того боя хотели все узнать фамилию пулеметчика, который в сарае возле колокольни целый день вел бой. Когда освободили Семичное, возле сарая насчитали около 150 трупов фашистов. Найден наградной документ на Меланина Якова Александровича, где слово в слово описывается, как он со своим отделением целый день вел бой в хуторе Комиссаровский.

    Преследуемые передовыми отрядами корпуса, гитлеровцы поспешно отходили на Дубовское (45 км юго-западнее Котельни­ково). Передовые отряды буквально «на плечах» отходившего про­тивника 1 января 1943 года ворвались в Дубовское, быстро очистили его от гитлеровцев, захватив при этом большие трофеи, в том числе 15 танков, 150 автомашин, 8 складов боеприпасов, в которых хра­нилось свыше миллиона снарядов и 20 млн патронов, склад ин­женерного имущества, и имущество связи, 4 склада с продоволь­ствием, эшелоны с боеприпасами и 8 тыс. голов скота. (Там же, оп. 350688,  д. 1, л. 6; ф. 303, оп. 4005,  д. 93, л. 1-2.)

    Как рассказывала Лукьянова Лидия Васильевна, которая сейчас живет в Ериковском, немцы просто бежали из Дубовки. Какое было удивление местных жителей, когда в село въехала белая лошадь, которая тащила пушку и орудийный расчет человек десять. Наши войска обошли село с двух сторон и немцы, чтобы не быть окруженными отступили за реку Сал, где пытались снова организовать оборону. В этот же день на станцию Ремонтная прибыл первый состав с ранеными. У нас расположилось три  госпиталя.

  3 января 1943 г. в бою северо-западнее Дубовского был тя­жело ранен и госпитализирован командир 55-й механизированной бригады полковник Пашков Александр Федорович. Это была большая утрата для корпуса. Полковник А.Ф. Пашков за корот­кое время руководства боевыми действиями бригады показал себя энергичным, смелым, с широким тактическим кругозором офицером. Бригада под его руководством успешно выполняла бое­вые задачи.

   Четвертое января считается днем освобождения Дубовского района от немецко-фашистских захватчиков, хочу поздравить жителей района с этим днем, помните и чтите людей, которые отдали свои жизни при освобождении всей нашей страны, почитайте места захоронений, вечная им память.

   Хочу выразить благодарность главе администрации района, главам администраций сельских поселений, которые в год 75-летия победы провели огромную работу по приведению в порядок братских захоронений в районе.

А. ТЕРЕХОВ, краевед Дубовского района.

Светоч - новости Дубовского района
Добавить комментарий