Известно, что святой Филипп родился в Галилее, в городе Вифсаида. Он хорошо знал Священное Писание, в частности, предсказания пророков, а потому искренне ждал прихода Спасителя.
По призыву Самого Христа он пошёл за Ним, о чем рассказывает Евангелие от Иоанна (Ин. 1, 43). В Новом Завете о святом Филиппе говорится несколько раз: он привёл ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5 000 человек (Ин. 6, 7); он привёл эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21-22); во время Тайной Вечери именно Филипп спрашивал Христа о Боге-Отце (Ин. 14, 8).
После Вознесения Господа святой апостол Филипп проповедовал Евангелие сначала в родной Галилее, после чего посетил Грецию, а также города Парфы, Азот и Иераполь. Также он проповедовал в Сирии, Малой Азии, Лидии, Мисии и в Иераполе Фригийском.
В последнем городе святой апостол был распят местными язычниками на кресте. Его тело похоронила его сестра Мариамна. Проповедь Евангелия святым Филиппом во многих местах сопровождалась многочисленными чудесами.
В народном календаре — Филиппова канитель. На Руси обычно в этот день начиналась какая-то канитель – так наши предки называли распутицу, слякоть и грязь на дорогах. Старались лишний раз не выезжать в такую погоду, однако, если дела были срочными, к примеру нужно было везти на мельницу зерно, чтобы намолоть муки или крупы, говорили: «Некогда канителиться». Но тут же добавляли: «Сам Филипп к печи прилип, так дороги развезло».
В старину на Филиппа наблюдали за выпавшим снегом. По осадкам судили о будущих прибылях: в случае, если снег лёг на землю и не растаял, весной можно было надеяться на хороший доход. А если снегопад шёл утром, то, считалось, что зима будет студёной.
Притча дня
Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках.
Старец сказал ей: «Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией — вот тебе и подвиг. Смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби — это выше всяких подвигов».



