Его считают чудотворцем, который смог преодолеть бесовские наваждения, построил на древнем языческом капище православную церковь и обратил множество идолопоклонников.
Кто такой преподобный Фалалей Сирийский?
Об этом праведнике сохранилось не очень много сведений, но и они дают представление о том, какую аскетическую стезю выбрал этот исповедник и какую духовную брань претерпевал. Блаженный Феодорит Кирский знал его лично и в своих сочинениях писал о Фалалее, как о подвижнике, совершавшем особенные подвиги. А в «Синайском патерике» византийского духовного писателя преподобного Иоанна Мосха говорится о том, что авва Фалалей подвизался шестьдесят лет и не прекращал плакать, говоря:
Бог дал нам время этой жизни для покаяния и потребует от нас строгого отчета в нем.
Преподобный Фалалей (иногда пишут также Фалелей) жил в V веке, родом он из Киликии (Малая Азия). Молодым человеком он стал монахом и был рукоположен во пресвитера в лавре Саввы Освященного под Иерусалимом. Позднее ушел в Сирию. На холме неподалеку от города Гавала он нашел заброшенное языческое капище. Холм этот пользовался дурной славой, и местные жители избегали его, уверенные, что со времен кровавых языческих жертвоприношений там обитают нечистые духи. Попадавшие туда случайно путники рассказывали всякие страшные истории.
Преподобный жил рядом с местом идолопоклонения, очищая его своими молитвами. Это не проходило для него безболезненно. Фалалея часто устрашали видения и голоса. Однако постом и молитвой, с помощью Божией преподобному удалось справиться с наваждением.
После этого он решил усилить свой подвиг: построил себе такую тесную хижину, что помещался туда только в три погибели, где и прожил около 10 лет.
Господь даровал святому подвижнику дар чудотворения, чудеса помогали ему просвещать истинной верой окрестных жителей – язычников. С помощью обращенных им в христианство жителей он разрушил идольское капище, построил на его месте храм и завел в нем ежедневное Богослужение. Скончался преподобный Фалалей в глубокой старости, около 460 года.
Продолжается вторая неделя Великого поста. По строгому монастырскому уставу в этот день допускается сухоядение. Так что прежде нужно посоветоваться с духовником или священником своего прихода. Обычно же верующие на весь Великий пост отказываются от пищи животного происхождения и рыбы.