26 мая 2024 года — Неделя о расслабленном. В этот день Церковь также вспоминает мучеников Гликерию, Лаодикия Гераклейского и Александра Римского, святителя Павсикалия Синадского, праведных Гликерию Новгородскую и Тавифу Иоппийскую, преподобного Евфимия Иверского и святых Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами. Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, Переяславского чудотворца, а также мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца, чествует Церковь 26 мая.
В этот воскресный день совершается память священномучеников Василия Соколова, Александра Заозерского, Христофора Надеждина, преподобномученика Макария Телегина, мученика Сергия Тихомирова и мучеников Черкасских, пострадавших в ХХ веке.
- Воскресенье, 26 мая 2024 года, Неделя о расслабленном
- Особенности православного богослужения
- День памяти святых
- Праведная Тавифа Иоппийская (I)
- Мученик Александр Римский (284–305)
- Преподобный Евфимий Иверский, Святогорец, Грузинский (955–1028)
- Праведная Гликерия Дева, Новгородская (1522)
- Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1605–1688)
- Новомученики и исповедники Российские
- Священномученик Василий Соколов (24 июля 1868 — 26 мая 1922)
- Священномученик Христофор Надеждин (21 февраля 1869 — 26 мая 1922)
- Священномученик Александр Заозерский (20 июля 1879 — 26 мая 1922)
- Мученик Сергий Тихомиров (1865–1922)
- Мученики Черкасские (1937)
Воскресенье, 26 мая 2024 года, Неделя о расслабленном
Неделей о расслабленном называется четвертый воскресный день после праздника Воскресения Христова. Он посвящен воспоминанию чуда исцеления Спасителем неизлечимо больного, произошедшего в Иерусалиме.
Четвертая Неделя по Пасхе посвящена описанному в Евангелии исцелению расслабленного — парализованного человека — у Овчей купели. В богослужебных текстах этого воскресного дня душа каждого человека сравнивается с расслабленным, а причиной болезни называются грехи, которые может исцелить лишь Господь.
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный, глас 3
Да веселятся Небесная,/ да pадуются земная,/ яко сотвоpи деpжаву/ мышцею Своею Господь,/ попpа смеpтию смеpть,/ пеpвенец меpтвых бысть;/ из чpева адова избави нас// и подаде миpови велию милость.
Перевод: Небеса да веселятся и земля да ликует, ибо установил Свою власть дланью Своею Господь; Он попрал смертию смерть, из мертвых Первенцем стал, из чрева адова избавил нас и миру даровал милость великую!
Кондак Недели о расслабленном, глас 3
Душу мою, Господи, во гресех всяческих,/ и безместными деяньми люте разслаблену,/ воздвигни Божественным Твоим предстательством,/ якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле,/ да зову Ти спасаемь:// Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.
Перевод: Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни Божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!
В четвертую седмицу (неделю) по Воскресении Христовом 29 мая празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть середина пути от Пасхи до Троицы. Сам праздник Святой Троицы в этом году приходится на 23 июня.
В Неделю о расслабленном продолжается пение канона Пасхи во время утрени — части всенощного бдения накануне воскресного дня, а также поются пасхальные стихиры. Они будут звучать в храмах до отдания праздника Пасхи — 12 июня по новому стилю.
День памяти святых
Праведная Тавифа Иоппийская (I)
Святая Тавифа Иоппийская — праведная женщина и апостольская ученица, жившая в I веке н.э.
Тавифа (что в переводе с еврейского означает «газель, серна») жила в Иоппии, современной Яффе. Она шила одежду для продажи, чтобы иметь небольшой заработок, и «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян 9:36), то есть жертвовала то, что сделала своими руками, нищим и обездоленным.
Однажды Тавифа заболела и умерла. В то же время недалеко, в Лидде, находился апостол Петр. Когда об этом узнали жители Иоппии, к нему были посланы два человека, чтобы умолить Петра приехать к Тавифе и помочь.
Когда апостол прибыл в город, его ввели в горницу, где находилось омытое тело усопшей праведницы. Вдовы, которые любили Тавифу за ее доброту и милосердие, со слезами на глазах показывали Петру одежды: рубашки и платья — которые она сделала для них своими руками.
Апостол приказал всем выйти и, опустившись на колени, начал горячо молиться Богу о даровании жизни умершей. «Тавифа, встань!» — сказал он, обращаясь к мертвому телу. В ту же секунду женщина открыла глаза и, увидев перед собой апостола, села. Жизнь вернулась к праведной, которую воскресил Петр. Он протянул ей руку и помог встать на ноги, что увидели многие жители Иоппии. Вскоре чудо, совершенное учеником Христовым, стало известно всему городу, и многие уверовали в Бога.
Считается, что святая праведная Тавифа является покровительницей рукоделия.
Сейчас на месте, где произошло чудесное воскрешение, находится подворье святой праведной Тавифы, которое в этот день отмечает свой престольный праздник.
Мученик Александр Римский (284–305)
Святой мученик Александр Римский жил в третьем веке. Он был военным и служил в Риме. Юноше шел восемнадцатый год, когда римский император Максимиан издал приказ, чтобы все граждане в определенный день явились в храм Зевса для принесения жертвы. Военачальник Александра собрал солдат и сообщил им о приказе. Но юноша, воспитанный в христианской вере, отказался подчиниться. Военачальник испугался за свою жизнь и донес на воина. За Александром выслали стражу. Дело было глубокой ночью. Юноша спал, но ангел разбудил его, возвестил о том, что Александру предстоит мученический подвиг и сказал, что не оставит его. Александр вышел на встречу страже с радостным и светлым лицом. Тюремщики были настолько поражены, что упали на колени перед воином. Юноша ободрил стражников и попросил выполнять данный им приказ. Он смело исповедовал свою веру, отказался принести жертвы идолам. Александра, для устрашения других христиан, возили по городам империи и публично предавали пыткам. Все это время юношу сопровождала его мать. Она поддерживала сына в испытаниях. Наконец Александру вынесли смертный приговор. Но палач застыл — он увидел двух ангелов, пришедших за душой мученика и в слезах стал просить прощения у святого Александра.
Преподобный Евфимий Иверский, Святогорец, Грузинский (955–1028)
Переводчик духовной литературы с греческого на грузинский язык, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, основанного его отцом, преподобным Иоанном. Старец обладал даром прозорливости. Незадолго до смерти он отказался от настоятельства ради перевода священных книг, но продолжал нести попечение за Иверской обителью, а также и за Лаврой святого Афанасия. По смерти Господь прославил его чудотворениями.
Праведная Гликерия Дева, Новгородская (1522)
О святости Гликерии свидетельствовали чудеса, происходившие у ее мощей, обретенных рядом с церковью Флора и Лавра, когда «обретоша гроб вверх земли». Через 50 лет после кончины Господь прославил праведную Гликерию, о которой известно только то, что она была дочерью Пантелеимона — старосты улицы Легощей в Великом Новгороде.
Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1605–1688)
Архимандрит Макарий много боролся за чистоту православной веры. Уже при жизни проявлялись его духовные дары — исцеления и прозорливости. Он подвизался в разных монастырях Западной Руси, последним местом его служения стала обитель в городе Каневе. Мученическую кончину он принял от рук турок, напавших на монастырь. После двух дней истязаний ему отрубили голову. Свидетели мученической кончины внесли его тело в монастырский храм и затворились в нем. Но враги подожгли храм, и все скрывавшиеся в нем погибли. Когда оставшиеся в живых горожане Канева стали разбирать тела погибших, то нашли тело преподобномученика нетленным и погребли его святые мощи под жертвенником храма.
В 1688 году при перестройке монастырской церкви был открыт гроб преподобного и в нем обнаружено его нетленное благоухающее тело. В связи с опасностью нападения на Каневскую обитель 13 мая 1688 года святые мощи были перенесены в новопостроенный храм Михайловского Переяславского монастыря, а после его закрытия почивали в Переяславском Вознесенском монастыре Полтавской губернии.
В 1942 году мощи были перенесены в город Черкассы, с 1965 года находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы того же города.
Новомученики и исповедники Российские
Пятеро новомучеников, расстрелянных 26 мая 1922 года, проходили по одному делу за «сопротивление» изъятию церковных ценностей. Ходатайство об их помиловании, направленное патриархом Тихоном в Политбюро, осталось без ответа.
Священномученик Василий Соколов (24 июля 1868 — 26 мая 1922)
В последний день перед казнью отец Василий писал:
«26/V. Прошло и Вознесение Господне. Какая стоит чудесная погода! Как хорошо в мире Божием даже из тюремного окна! Какое тепло, какой воздух, какое чудное голубое небо с редкими перистыми облачками! А как теперь хорошо, наверное, в поле, в лесу, у нас в огороде! Наверное, расцвела сирень. Боже мой, как рвется душа туда, в родные места! И вот среди этакой благодати ты не можешь мечтать ни о чем, кроме смерти, кроме приближающегося конца и расставания с этим прекрасным миром… Но, с другой стороны, если здесь так хорошо, если здешний мир может быть так прекрасен и привлекателен, то как несомненно еще более прекрасен и привлекателен тот невидимый, небесный мир, где пребывает в славе Своей Господь со святыми небожителями! Какая там должна быть радость, какое восхищение, какое блаженство! Апостол Павел говорит по своему опыту, что и передать нельзя красоты небесного мира, что нельзя выразить того восторга, какой обнимает душу вступающих в этот мир. Если это так — а это ведь так несомненно, — то что же, собственно, жалеть об этом здешнем мире, который прекрасен только изредка, да и в этой временной красоте всегда таит в себе множество всяких страданий и всякого физического и нравственного безобразия. Потому-то и Христос говорит в Святом Евангелии: “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить” [Мф 10:28]. Значит, просто только малодушие наше заставляет трепетать сердце в виду этой телесной смерти. И только этот момент, этот миг исхождения души из тела, только он и труден и страшен — а там и сейчас же покой, вечный покой, вечная радость, вечный свет, свидание с дорогими сердцу, лицезрение тех, которых здесь уже любили, которым молились, с которыми жили в общении. И больше не будет тревог, не будет предательств, происков, не будет зла, грязи всякой, мелких и крупных самолюбий, не будет ничего, что отравляет нам здесь даже минуты и самой чистой радости. Как все, теперь загадочное и таинственное, раскроется для освобожденного духа, как все сразу будет понятно, к чему стремился ум, чего желало сердце!.. Все это, безусловно, так заманчиво, так увлекательно, что действительно стоит перетерпеть этот неизбежный, все равно рано или поздно, конец жизни. И вопрос, какой конец лучше в смысле трудности: такой ли, насильственный, или медленный, естественный? В первом случае есть даже некоторое преимущество — это насилие, эта пролитая кровь может послужить в очищение многих грехов, в оправдание многих зол перед Тем, Кто и Сам претерпел насилие и пролил Кровь Свою за очищение наших грехов. Моя совесть говорит мне, что, конечно, я заслужил себе свою злую долю, но она же свидетельствует, что я честно исполнял долг свой, не желая обманывать, вводить в заблуждение людей, что я хотел не затемнять истину Христову, а прояснять ее в умах людей, что я стремился всякую пользу, а никак не вред принести Церкви Божией, что я и думать не думал повредить делу помощи голодающим, для которых всегда и охотно производил всякие сборы и пожертвования. Одним словом, пред судом своей совести я считаю себя неповинным в тех политических преступлениях, какие мне вменяются и за которые я казнюсь. А потому Ты, Господи, прими эту кровь мою в очищение моих грехов, которых у меня и лично, и особенно как у пастыря, очень много. И если бы я знал и твердо был в этом уверен, что Ты, Господи, это временное страдание мое вменил мне хотя частию в оправдание вечное, то я не стал бы и просить, не стал бы и желать изменения предстоящей участи. Вот этой твердой уверенности у меня еще не хватает. Мятежным умом своим я все колеблюсь, не лучше ли еще пожить, еще потрудиться, еще помолиться и подготовиться для вечной жизни. Дай, Боже, мне эту твердую мысль, эту непоколебимую уверенность в том, что Ты взглянешь на меня милостивым оком, простишь мне многочисленные вольные и невольные прегрешения, что Ты сочтешь меня не как преступника, не как казненного злодея, а как пострадавшего грешника, надеющегося очиститься Твоею Честною Кровию и удостоиться вечной жизни во Царствии Твоем! Дай мне перенести и встретить бестрепетно смертный час мой и с миром и благословением испустить последний вздох. Никакого зла ни на кого нет у меня в душе моей, всем и всё от души я простил, всем желаю я мира, равно и сам земно кланяюсь всем и прошу себе прощения, особенно у вас, мои дети духовные, мои дети родные, пред которыми я больше всего мог быть виноватым. Дайте и вы все мир душе моей, дабы я спокойно мог сказать теперь: ныне отпущаеши, Владыко, раба Твоего с миром. Благословение Господне на всех вас да пребывает во веки. Аминь. Прот. В. Соколов».
Священномученик Христофор Надеждин (21 февраля 1869 — 26 мая 1922)
Священномученик Христофор родился в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году, в Рязанской губернии, в семье священника. Он успешно закончил Московскую Духовную академию; защитил диссертацию, преподавал. В тысяча девятисотом году Христофор стал священником. С тысяча девятьсот шестого года до своей мученической кончины он служил в московском храме мученика Иоанна Воина. Кроме священнических обязанностей, Надеждин преподавал, проводил внебогослужебные беседы, собиравшие по несколько сот человек. В двадцать втором году протоиерея Надеждина арестовали. Его обвинили в том, что в проповеди он в качестве причины наступившей разрухи назвал нравственное падение народа. Также в вину отцу Христофору поставили сопротивление изъятию церковных ценностей. Священник не признал обвинений. В последнем слове на заседании суда он сказал: «Не проходило ни одного большого праздника, чтобы я не призывал помогать голодающим… Отделение Церкви от государства я приветствовал всегда. В ту минуту, когда Церковь отделяется от государства, священник становится свободнее…». Вместе с протоиереем Надеждиным судили еще десять человек — священников, монаха и мирянина. Всех приговорили к расстрелу. Известно, что вопрос об изменении меры наказания осужденным выносился на заседание Политбюро. Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев проголосовали за смертный приговор. О помиловании ходатайствовал патриарх Тихон, но его просьба осталась без ответа.
Священномученик Александр Заозерский (20 июля 1879 — 26 мая 1922)
Из последнего слова протоиерея Александра: «Для меня лично смерть не страшна — я, как верующий, верую, что Господь каждому шлет умереть тогда, когда надо, но нам жизнь нужна, чтобы реабилитировать себя не здесь, а на деле; мне хотелось бы послужить своему народу, который я люблю».
Мученик Сергий Тихомиров (1865–1922)
Одним из обвиняемых, совершенно непричастным к сопротивлению изъятию церковных ценностей, стал Сергей Федорович Тихомиров, купец и прихожанин Богоявленской церкви в Дорогомилове.
Мученики Черкасские (1937)
В двухтысячном году Русская Православная Церковь причислила к лику святых сто трех священников и монахов, арестованных и осужденных за веру в тысяча девятьсот тридцать седьмом году, в украинском городе Черкассы. Многие из них были расстреляны, другие не вернулись из лагерей. Из документов видно, что часто приговоры выносились еще не арестованным людям. Черкасские историки Церкви приводят лишь один случай возвращения священнослужителя из лагеря. В двадцатые годы по стране прокатилась первая массовая волна репрессий по отношению к священнослужителям и верующим. Тогда расстрельных приговоров было еще сравнительно мало. После пяти-семилетней ссылки многие получили предписание, запрещавшее жить в крупных городах, таких как Москва, Ленинград, Киев, Харьков. Поэтому множество ссыльных священников, монахов переезжало в небольшие города, такие как Черкассы. Перепись населения тридцать седьмого года в стране показала, что две трети граждан продолжают называть себя верующими. Тогда власть предприняла новую атаку на Церковь. В конце июля тридцать седьмого был издан Оперативный приказ. Четыре месяца отводилось на то, чтобы провести массовые репрессии. Страну разбили на секторы, каждый имел свой «план» на уничтожение. Пока установлены имена ста трех новомучеников из Черкасс. Сбор материалов продолжается.
По мнению святых отцов, основная причина расслабления души — это грех. Но Спаситель исцеляет любые болезни не только телесные, но и душевные. От человека требуется лишь искреннее раскаяние и исправление, то есть не повторение грехов в будущем.
Источник — foma.ru